Главная » Вопросы » Постсоветское пространство: что происходит? Страны постсоветского пространства Военные действия в Чечне и на Украине.

Постсоветское пространство: что происходит? Страны постсоветского пространства Военные действия в Чечне и на Украине.

Термин "постсоветское пространство" появился в политологии вслед за распадом Социалистических Республик (СССР). Как правило, он понимается буквально географически - это территория, на которой располагался бывший Советский Союз. Хотя многие политики, культурологи и экономисты вкладывают в него гораздо больше.

Попробуем и мы разобраться. - это что?

География

Наверное, главный момент в понимании термина. Постсоветское пространство - это все бывшие союзные республики, а теперь независимые государства, возникшие после исчезновения СССР. Назовем их все по регионам: Балтия - Латвия, Литва, Эстония; Европа - Беларусь, Украина, Молдавия (Молдова); Закавказье - Армения, Азербайджан, Грузия; Средняя Азия - Казахстан, Узбекистан, Киргизия (Кыргызстан), Туркмения (Туркменистан), Таджикистан.

Для полноты картины, возможно усложняя ее, назовем непризнанные или частично признанные государственные образования, появление которых вызвано проблемами на постсоветском пространстве (к ним вернемся ниже). Итак, Европа - Приднестровская Молдавская республика, Донецкая народная республика, Луганская народная республика; Закавказье - Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Арцах (Нагорный Карабах). Как синоним, объединяющий их все, используется также словосочетание "страны ближнего зарубежья".

В географическом понимании постсоветское пространство составляют именно они. Впрочем, постсоветское пространство - это не только география.

Геополитика

Политологи не ограничивают "территорию" СССР только квадратными километрами. Союз был сильным государством, имевшим огромные сферы влияния, фактически являясь идеологическим, а очень часто и экономическим хребтом государств, объявивших о социалистическом пути развития. Советский Союз частенько контролировал и политическую обстановку этих стран, прибегая порой к военному вмешательству. В сферу "широкого" постсоветского пространства входили такие страны, как: в Европе - Польша, Восточная Германия (ГДР), Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния; в Азии - Вьетнам, Северная Корея (КНДР); в Латинской Америке - Куба.

Это, впрочем, не значит, что все страны соцлагеря подчинялись СССР. Потому в перечень стран зон влияния СССР не включены вроде бы социалистические Китай, Югославия и Албания, имевшие хронические, вплоть до военных, конфликты и разногласия. Не называем мы и многочисленные страны Африки и Азии, периодически менявшие политический курс, стараясь извлечь полезную для себя "энергию" из геополитической борьбы гигантов - СССР и США. Подобно первому президенту Афганистана Мохаммеду Дауду, однажды заявившему: "Я чувствую себя счастливым, когда могу закурить мои американские сигареты с помощью советских спичек".

Исчезновение СССР внесло большие изменения в разные сферы жизни этих государств, что говорит в пользу оправданности существования большего широкого понимания термина "постсоветского пространства". Это не все, что он означает.

Культурология и социология

Подавляющее большинство населения в родилось и выросло в СССР. Училось в советских школах и вузах, владело государственным языком Советского Союза - русским, жило согласно "кодексу строителя коммунизма", так или иначе разделяло культурные советские ценности. Кроме того, существование республик носило, скорее, административный характер: передвижения населения внутри страны хоть и контролировалось, но не возбранялись, а то и поощрялись. В результате этническая однородность территорий размывалась, появлялись смешанные браки, жители далеких друг от друга регионов имели родственные связи.

Юридическое исчезновение Советского Союза, смена системы ценностей и ориентиров не может мгновенно изменить людей и отменить их родственные связи. Оттого до сих пор даже конфликтующие республики бывшего СССР, хотят они того или нет, ощущают бесспорную общность. В меньшей степени это касается соцстран дальнего зарубежья.

Именно вышеописанное культурологи, социологи и историки также называют постсоветским пространством. И расположено оно не на квадратных километрах, а в душах и головах людей.

К сожалению, перемены не обходятся без проблем. Порой жестких и тяжких. На постсоветском пространстве во всех его измерениях даже спустя четверть века их с избытком. Назовем самые сложные.

Территориальные споры

Что кому? Самый актуальный вопрос при разводе очень горяч и при разделе страны. И хотя де-факто гарантировал новым государством нерушимость границ, согласно их советским контурам, эти споры возникли, возникают и будут возникать.

  • Во-первых, границы бывших союзных республик носили по большей части административный характер и не были согласованы с интересами населения, историческими особенностями, да и никто в руководстве СССР не задумывался о том, что страны когда-нибудь не станет.
  • Во-вторых, подвижность административных границ. Например, тот факт, что присоединение Абхазии к советской Грузии происходило вопреки желанию коренного народа.
  • В-третьих, Советский Союз заморозил многие межнациональные конфликты, которые "растаяли", породив раздел территорий по национальному и религиозному признаку. Данные факты дают оправданные и не очень поводы устраивать территориальные споры или объявлять независимость. Хорошо, если они решаются мирным путем. К сожалению, вариант затяжного военного конфликта наиболее распространен.

Данный аспект для стран социалистического лагеря актуален только для Югославии, до сих пор продолжающей деление.

Национализм

Новые государства всячески ищут поводы выдвинуть вперед свою историческую значимость и силу. Все бы ничего, но при этом доходит до ограничения функционирования неродных для титульного населения языков, даже если в ряде регионов страны они более традиционны во всех смыслах.

Вводятся ограничения в правах для людей некоренной национальности. Не запрещены, а то и поддерживаются политические движения и общественные организации, пропагандирующие национализм вплоть до крайних форм экстремизма, от которого один шаг до фашизма. Часть всего этого - русофобия. Так исторически сложилось, что на имперском пространстве и в Советском Союзе государствообразующим народом были русские.

Причем в СССР продвигались принципы интернационализма и, хотя де-факто признавалось лидерство русских, но всегда подчеркивалось: да, бывают отсталые народы, но это только ввиду исторических обстоятельств, при должном развитии и внимании люди всех наций равны. К сожалению, как реакция на подобные действия идеи национализма имеют почву для развития и в России.

Разгул русофобии наблюдается и во многих странах бывшего соцлагеря. Правда, во многим он связан, скорее, с давним историческим прошлым (в случае с Польшей). Однако национализм в катализе с территориальным спором привел и к жуткой сербско-хорватской войне.

Разрыв экономических связей

Регламентированная экономика Советского Союза была разрушена, уже на старте обрушив и экономики молодых государств и "обеспечив" низкий уровень жизни, безработицу, преступность и прочие подобные "радости".

Странам с большим экономическим потенциалом (Россия и Казахстан) с течением времени удалось встать на ноги. Вызывает уважение курс Белоруссии на постсоветском пространстве. Она - одна из очень немногих стран смогла избежать главных проблем общности бывших стран СССР.

Тяжело пришлось и приходится соцстранам. В рамках социалистического СЭВ (Содружество экономической взаимопомощи) их экономики взаимодействовали с советской и друг с другом. В новой реальности, в рамках Евросоюза, они испытали шок и трепет, ощущая свою ненужность. Поиск своего места в мировой экономике еще продолжается.

СНГ для решения проблем

Именно для решения проблем в рамках одной общности и проведения согласованной политики на постсоветском пространстве было создано Содружество Независимых Государств. На добровольной основе входят в него бывшее республики СССР. В ведении органов СНГ вопросы экономики, культуры и безопасности. К сожалению, не все государства вошли в его состав. Некоторые из него успели уже выйти. Хотя Содружество - хорошая площадка для взаимопонимания. Впрочем, возможны и другие формы. Подобные, например, инициативе Беларуси по созданию Союзного государства России и Беларуси.

Главное ведь то, что нам всем жить если не вместе, то все равно рядом: хорошие соседи лучше плохих.

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГиПрибалтикиилиближнее зарубежье(в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших вСССР), - это независимыегосударства, которые вышли из составаСоветского Союзаво времяего распадав1991 году.

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

    Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.

    Прибалтика : Латвия,ЛитваиЭстония.

    Восточная Европа : Украина,БелоруссияиМолдавия.

    Закавказье : Грузия,АрменияиАзербайджан.

    Центральная Азия : Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Узбекистан,Туркмения.

После распада СССРв регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союзиНАТО).

Содружество Независимых Государств(СНГ) - межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа2009.

Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) - Россия,Белоруссия,Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Армения. Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ ) - Грузия,Украина,АзербайджаниМолдавия.ГУАМрассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ

Евразийское Экономическое Сообщество(ЕврАзЭС) -Россия,Белоруссия,Казахстаном,Киргизия иТаджикистанна основе Таможенного союза СНГ.Армения,Молдавия,Украинаимеют статус наблюдателей в этом сообществе.

Центрально-Азиатское Сотрудничество(ЦАС) - Казахстан,Киргизия,УзбекистаниТаджикистан- было создано в2002г. 6 октября2005г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлениемУзбекистанав ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества(ШОС) - Китай,Россия,Казахстан,Киргизия,ТаджикистаниУзбекистан. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась «Шанхайская Пятёрка», и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Новые независимые государства (ННГ) с момента обретения суверенитета в 1991 г. стали двигаться по расходящимся траекториям развития, постепенно отдаляясь от советского наследия. Общим выбором стала рыночная трансформация. Но страны использовали разные модели реформирования экономик, имели разные структурные приоритеты, разными темпами вели преобразования, по-разному включались в международные экономические отношения.

В ходе становления государственности усиливались и различия в стратегических ориентирах. Усиление дивергенции стран было также обусловлено интересом к ним третьих государств, которые стремились расширить рынки сбыта своей продукции, обеспечить альтернативное энергоснабжение, укрепить геополитические позиции на постсоветском пространстве и т.д.

В начале и середине 90-х годов во всех ННГ произошел глубокий экономический спад.Наиболее сильно пострадали Молдавия, Грузия, Украина, Армения, Таджикистан и Азербайджан, сократившие физический объем ВВП по сравнению с 1989 г. более чем в два раза. С наименьшими потерями 90-е гг. прошли Узбекистан, Белоруссия и Эстония. Масштабы спада зависели от многих факторов. Среди них следует выделить характер проводимых реформ – страны, осуществлявшие трансформацию по шоковой модели, в среднем пострадали сильнее, чем страны, проводившие реформы по консервативному сценарию. Для многих ННГ весьма чувствительным оказался финансовый кризис 1998 г. в России – их главном торговом партнере.

В 2000-2007 гг. постсоветский регион – быстрорастущая часть мировой экономики. Но темпы роста у стран сильно различались. За 2000-2011 гг. ВВП Азербайджана и Туркменистана (в постоянных ценах) увеличился в 4 раза, Казахстана – в 2,4 раза, Таджикистана – в 2,3 раза. Более чем в два раза увеличился ВВП у Армении, Узбекистана и Белоруссии, почти в два раза – у Грузии. ВВП стран Балтии, Киргизии, Молдавии, Украины и России в это период вырос в 1,5 – 1,7 раза.

За последнее десятилетие лидерами роста на постсоветском пространстве стали страны, богатые энергоресурсами. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан имели возможность существенно наращивать свой экспортный потенциал, прежде всего, в производстве углеводородов. Именно в этих странах отмечались и самые высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. В России, Узбекистане и Украине рост экономики практически в равной степени поддерживался внутренним спросом, инвестициями в основной капитал и наращиванием экспортных поставок.

Страны СНГ значительно сильнее пострадали от глобального финансово-экономического кризиса по сравнению с другими регионами мира. Падение реального ВВП в регионе СНГ в 2009 г. составило – 6,4%, что в три раза превысило спад мировой экономики (на основе обменного курса). Но еще сильнее кризис ударил по странам Балтии, спад экономики у которых начался в 2008 г. Там в качестве «переносчиков кризиса» выступили зарубежные банки, составляющие основу национальных банковских систем.

В 2010-2011 гг. наиболее высокие темпы экономического роста показали центральноазиатские страны, что связано с восстановлением объемов переводов трудовых мигрантов после спада в 2009 г. и ростом внешней торговли с Китаем. Заметно медленнее выходили из кризиса страны Балтии. Белоруссию в первой половине 2011 г. охватил валютный кризис – отложенное проявление кризиса 2009.

В целом же по итогам двадцатилетия наиболее высокую динамику экономики показали Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, более чем удвоившие объемы ВВП по сравнению с 1991 г. К неудачникам же следует отнести Молдавию и Украину, ВВП которых в 2011 г. был на четверть меньше, чем двадцать лет назад. Экономический рост в этих странах в нулевые годы был недостаточно высок из-за внутриполитической нестабильности, что не позволило «отыграть» потери 90-х годов.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

    разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

    длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

    технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Сложность интеграционных процессов на постсоветском пространстве лежит в ее основе. Одними из наиболее важных факторов, препятствующих интеграционным тенденциям можно выделить следующие:

    Разбалансированное экономическое развитие среди постсоветских государств

    Рост культурно-религиозного отличия

    Политика определенных глав государств, идущая в разрез интеграционных процессов

    Ряд внешних факторов (воздействие внешних игроков).

Основные угрозы глобального порядка, исходящие из постсоветского пространства, сводятся к таким, как неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химичес­кого оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.

За двадцать лет суверенного существования постсоветское пространство сильно изменилось по уровням и условиям социально-экономического развития. Наиболее высокие темпы роста были у нефте- и газодобывающих стран, которые нашли свои ниши в глобальной и региональной экономике. Но узкий профиль их участия в международной экономике, как показал кризис 2008 г., не гарантирует от экономических потрясений. Не уберегло от экономического провала страны Балтии и членство в ЕС.

Постсоветские страны по-прежнему сильно отстают от развитой части мира. Самые успешные из них находятся всего лишь на среднемировом уровне развития. Это результат беспрецедентной деиндустриализации, произошедшей в результате рыночной трансформации и распада СССР. Темпы деиндустриализации к концу двадцатилетия замедлились, но пока не оснований утверждать, что они остановились полностью.

Все постсоветские страны, независимо от модели развития, невелики по размерам внутреннего рынка (за исключением России) и представляют собой периферийную и полупериферийную часть мировой экономики. У всех стран проблемы роста прямо или косвенно зависят от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Среди них относительно независимую экономическую политику могут проводить только экспортеры углеводородов. Но ее реализация сдерживается нехваткой кадров, слабостью инновационной сферы, системой сложившегося государственного управления.

И Российская Федерация

Постсоветское пространство включает
15 стран входивших до 1991 года
В Советский Союз“
Что же такое «Постсоветское
пространство»?

Постсоветское пространство – территориальная
локализация новых независимых государств, связанных
общностью
исторической
судьбы
(длительным
периодом существования в одном государстве – СССР)
и в силу этого сохраняющих некую идентичность и
сегодня.

Постсоветское пространства имеет определённое ядро из нескольких стран, являющихся центром притяжения других стран региона

Основанием этой зоны
тяготения выступают
Российская
Федерация, Беларусь и
Казахстан.

Страны СНГ можно разделить на три группы:

Группа I. Страны – экспортеры энергоносителей: Россия,
Казахстан,
Азербайджан,
Туркменистан.
Характеризуются значительной величиной экспорта
относительно ВВП, положительным балансом торговли и
счета текущих операций.

Группа II. Экономики Армении, Молдовы,
Кыргызстана, Таджикистана в значительной
степени финансируются за счет поступлений
трудовых мигрантов и поддержки диаспоры.
Для этих стран характерны значительные
отрицательные балансы внешней торговли и
счета текущих операций.

Группа III. Экономики Беларуси, Узбекистана и
Украины.
Эти страны отличаются заметной долей продукции с
относительно высокой степенью переработки в экспорте
(хотя все они обладают и достаточно значительным
сырьевым экспортом).
По размерам ВВП на душу населения и ряду других
индикаторов они ближе к странам первой группы, чем к
странам второй группы.

Что же объединяет эти страны между собой?

- На протяжении более 70 лет ныне независимые
республики входили в единое государство;
- Наличие в прошлом общего экономического
пространства;
- Наличие схожего типа хозяйствования (переход
в начале 1990-х от командно-административной к
рыночной эконмике);

Однако следует отметить, что взаимодействие в рамках
СНГ чаще всего не выходит за рамки, ограниченные
суверенитетом государств. Организационные и
правовые ошибки, допущенные инициаторами и
создателями СНГ, не позволили уже на начальном этапе
формирования этой межправительственной
организации заложить фундамент будущей интеграции.

Таким образом, в отличие от ЕС, где существуют структуры, являющиеся определённым «арбитром» в спорах между её членами, в СНГ

нет такого
«арбитра». идеи интеграции в СНГ в значительной степени зависит от
способности руководства стран «продать» широким массам «идею
присоединения».
Евросоюз
СНГ

ПРИЧИНЫ ТОРМОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

а) незавершенность системных социально-политических и
экономических преобразований;
б) возникновение различных интересов, функционирующих как на уровне государств,
так и на уровне хозяйствующих субъектов;
в) раздел бывшего экономического пространства СССР на «сферы влияния» стран
дальнего зарубежья (от США до Пакистана и Турции);
г) различиЯ в направленности экономических реформ стран Содружества;
д) усиление этнической идентичности и порождаемыми этим межэтническими
конфликтами.Неординарная роль России определяется объективными
факторами: сохранением за Россией статуса энергетической
державы в условиях обостряющейся мировой проблемы
энергоресурсов,
территориальным
расположением
Российской Федерации, предполагающим обретение ею
значения связующего звена между Западом и Востоком.
Потенциально же Россия может претендовать на лидерство
интеграционных процессах в региональном сообществе.

В настоящее время развитие международных и
экономических отношений на Постсоветском
пространстве пошло по пути создания автономных
интеграционных группировок. Это, безусловно, несет в
себе значительный деструктивный потенциал для СНГ
как для организации. Поэтому логично начинать
интеграцию с некоего «ядра». Именно такой основой для
будущей интеграции, вероятно, и станут организации
Таможенный союз и ОДКБ.

Экономика Белоруссии

- Частным сектором создается только около 30% ВВП;
- Присутствие государства в экономике выражается через
владение предприятиями, страховыми и кредитными организациями,
многочисленные налоговые льготы, кредиты и субсидии
предприятиям и населению и т.д.
- Нереструктуризированные предприятия энергетического сектора,
сталкивающиеся с убытками в результате предоставления населению
электроэнергии и тепла по ценам ниже рыночных.

Угрозу для устойчивости бюджетной системы Беларуси представляют квазифискальные операции:

1. Целевое кредитование государственных
предприятий.
2. Размещение депозитов правительства в банках.
3. Кредиты Национального банка для субсидирования
льготных процентных ставок по кредитам.

Однако это нивелируется участием Беларуси как в Таможенном союзе, так и «Союзном государстве», что обеспечивает республики как

льготные поставки сырья,
так и бестаможенный сбыт своих товаров в Россию и
Казахстан.

Это позволяет Беларуси беспошлинно импортировать нефть из России для внутреннего потребления, что ослабляет давление на

государственные
расходы,
возникающие
в
результате
субсидирования жилищно-коммунальных услуг для населения и
предприятий
энергетического
сектора.
В структуре экспорта России
в Беларусь в январе-декабре
2012 года преобладали
топливно-энергетические
товары, на долю которых
приходилось 56,6% от всего
объема экспорта.

Экономика Украины

Государственный бюджет Украины подвержен циклическим
колебаниям: в доходах бюджета основную долю составляют НДС
(33% доходов сводного бюджета), подоходный налог (15%
доходов сводного бюджета), налог на прибыль предприятий (14%
доходов сводного бюджета) и акцизы (9% доходов сводного
бюджета).
В период кризиса политика государства включала регулирование
тарифообразования, дотации национальной компании
«Нафтогаз», национализацию банков через вхождение в их
капитал, сохранение текущих социальных расходов за счет
снижения капитальных расходов, введение единого взноса в
социальные фонды для всех категорий граждан, выпуск
гособлигаций.

Влияние кризиса ослабило бюджетную систему
Украины. Отсутствие резервного фонда и
зависимость от налогов, имеющих циклический
характер поступлений, вынудили власти
прибегнуть к увеличению долговой нагрузки.

Экономика Республики Молдова

Существенную долю в экономике
Республики Молдова составляет
сельское хозяйство, а также переводы
из-за границы. Последние выступали
как двигателем экономического роста
в период с 2004 по 2008 год, так и
ключевым
источником
экономического кризиса в 2009 году.

-
-
Ключевыми источниками доходов являются поступления по налогу на добавленную
стоимость, таможенные пошлины, поступления по налогу на прибыль и подоходному
налогу, а также отчисления в социальные фонды.
Государственный сектор в Молдове характеризуется значительными размерами и
низкой эффективностью, что является значительным препятствием для улучшения
инвестиционного климата и достижения устойчивого экономического роста.
Республике Молдова не удалось произвести реструктуризацию расходных обязательств
в период экономического кризиса. В связи с этим в республике возник дефицит
бюджета. В 2008 году он составил 1% ВВП. В 2009 году дефицит бюджета достиг 6,4%
ВВП, а в 2010 году снизился до 2,5% ВВП.
К концу 2010 года внешний долг составил 952 млн долл. Внутренний долг составил 5,3
млрд рублей. Размер государственного долга составил около 23% ВВП.
ВВП Молдовы упал в 2011 году на 6,5%. Что говорит о экономической слабости

Экономика Азербайджана

Для Азербайджана характерна
низкая
диверсификация
экономики.
Доля
нефтегазового
сектора
в
период 2006–2008 годов, по
данным
Министерства
финансов
республики,
составляла более 60% ВВП.

- Для обеспечения устойчивости бюджетной системы страны в 1999 году был
сформирован Государственный нефтяной фонд, в который поступала часть
доходов от продажи нефти.
- К 2008 году размер Нефтяного фонда составил 3,6 млрд манатов, или около
20% ВВП республики. Это позволило стране сохранить расходы бюджета на
уровне, необходимом для обеспечения расходных обязательств и реализации
антикризисных мероприятий.
- Вопросы увеличения объемов взаимной торговли и развития нормативной
правовой базы двустороннего взаимодействия находятся в центре внимания
России и Азербайджана.
- Россия
заинтересована
в
максимальном
ускорении
заключения
межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите
капиталовложений, отсутствие которого негативно сказывается на уровне
российско-азербайджанского инвестиционного сотрудничества.

Сотрудничество России и Азербайджана

- В Азербайджане создано и действует совместное предприятие «Хазар-Лада» с
участием капитала ОАО «АВТОВАЗ» по сбыту, сервису и техническому
обслуживанию автомобилей LADA.
- Лидерами продаж на рынке среди новых автомобилей являются автомобили LADA
(42,5%). Всего в 2012 году на азербайджанский рынок ОАО «АВТОВАЗ» по ставило
более 11 тыс. автомобилей.
- В 2012 году более 3 млн долл. вложено в развитие совместного предприятия по
производству в Азербайджане бентонитовой глины.
- В конце 2013 года приступил к активной фазе деятельности VTB Bank (Azerbaijan) с
уставным капиталом в размере около 25 млн долл., и в настоящее время на его
рассмотрении находятся шесть проектов, по которым планируется предоставить
кредиты на сумму до 100 млн долл.

Экономика Армении

Местные бюджеты в Армении
относительно
устойчивы,
поскольку базовые источники
доходов местных бюджетов -
налоги на имущество и землю -
относительно стабильны. Их доля
в консолидированном бюджете
невелика (4–5% доходов).

- В 2012 году рост доходов государственного бюджета привел к уменьшению доли местных
бюджетов до 3% в государственном.
- В стране имеются месторождения железной руды, запасы медно-молибденовых и
полиметаллических руд, залежи барита с примесями золота и серебра, свинца и цинка,
разведаны месторождения нефелиновых сиенитов - сырья для производства алюминия и
марганца.
- По состоянию на 1 января 2012 года общее число предприятий и обособленных подразделений с
российским капиталом в Армении составило 1380 (в 2008 году - 1234). Удельный вес этих
предприятий в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составил
25,7% (25,1% - в 2008 году).
- Активно работает на армянском рынке ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», которому принадлежит 100%
акций ЗАО «Электрические сети Армении».
- Компанией ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в Армении создано 26 компаний,
деятельность которых служит удовлетворению нужд железнодорожной отрасли Армении. Это
компании «O-live», «CK-2000», «Барсис», ООО «Интеркабель», ОАО «Электроприбор», ООО
«Производственная технологическая компания» и другие. Диапазон производимой продукции
- от пошива спецодежды до производства шпал и ка белей. При этом создано 1915 новых
рабочих мест.
- На армянском банковском рынке активную деятельность осуществляет российский
Газпромбанк, являющийся 100%-м собственником армянского ЗАО «Арэксимбанк-Группа
Газпромбанка» и банк ВТБ

Экономика Казахстана

В сфере общественных финансов
Казахстан традиционно - лидер
реформ
на
Постсоветском
пространстве. Общий вектор этих
реформ направлен на повышение
стабильности бюджетной системы, а
также внедрение элементов успешной
мировой практики: переход на
трехлетнее бюджетное планирование,
внедрение
программно-целевых
принципов

- Залогом устойчивости бюджетной системы страны является Национальный фонд
Республики Казахстан, созданный в 2001 году.
- К концу 2011 года размер фонда оценивался в 29% ВВП, что почти в 1,5 раза
превышало общий объем расходов государственного бюджета в 2011 году.
- Доходная база местных бюджетов выглядит довольно стабильной и хорошо защищена
от кризисных явлений в экономике, поскольку привязана к наиболее стабильным
источникам доходов, главными из которых являются подоходный и социальный
налоги, а также налог на собственность, составляющие около 80% всех налоговых и
неналоговых доходов местных бюджетов.
- Правительство Республики Казахстан проводит достаточно жесткую бюджетную
политику, последовательно снижая уровень налоговой нагрузки и одновременно
сдерживая рост бюджетных расходов, что позволяет обеспечивать интенсивный рост
объема Национального фонда
- Таким образом, расходы государственного бюджета после 2005 года остались на
относительно стабильном и самом низком в СНГ уровне - примерно 20–22% ВВП
(19,8% в 2011 году).

Экономика Таджикистана

Экономика
Таджикистана
характеризуется высоким уровнем
бедности. Она в большой степени
зависит от денежных переводов из-за
границы, а также от экспортных
доходов.
Значительная
часть
государственных
инвестиций
осуществляется
за
счет
международных
грантов
и
двусторонних кредитов.

- Без учета грантов дефицит консолидированного бюджета Республики
Таджикистан составлял около 5% ВВП в 2007–2009 годы. Вместе с тем
налоговые поступления бюджета находятся на довольно низком уровне.
- В 2008–2009 годах на экономику Таджикистана серьезное влияние оказал
мировой финансово-экономический кризис в связи с резким снижением
мировых цен на основные экспортные товары республики, а также
резким сокращением размеров денежных переводов трудовых мигрантов
(Денежные переводы сократились более чем на 30%, сокращение доходов
составило 15% от запланированных показателей. Кроме того, произошла
девальвация сомони).

Отличительной особенностью расходной структуры бюджета
Таджикистана является достаточно большая доля капитальных
расходов, что связано с политикой властей страны по увеличению
экономического потенциала. Однако это приводит к сжиманию текущих
расходов, в том числе направляемых на социальные нужды.
Долговая устойчивость государства обеспечивается на основе
реализации утвержденной правительством Таджикистана Стратегии
управления государственным долгом на 2009–2011 годы
(устанавливает лимит государственного долга на уровне 40% ВВП)
Внешний долг республики по состоянию на 1 января 2011 года -
1942,8 млн долл., что составляет 34,37% ВВП.

Ведущие отрасли в экономике

- В республике имеются запасы полиметаллов, угля, нефти, газа. Страна богата гидроресурсами.
- Ведущие отрасли промышленности: хлопчатобумажная, шелковая, швейная, ковроткацкая, пищевая,
химическая, цветная металлургия, машиностроение, стройиндустрия.
- Действуют шесть ГЭС, наиболее мощная из которых Нурекская, а также ряд крупных ТЭС.
- Основная отрасль топливной промышленности - угольная (Шурабадское буроугольное
месторождение). Нефть невысокого качества добывается на севере и юге, газ - в Вахшской и
Гиссарской долинах. Север страны снабжается узбекским газом.
- Таджикистан - один из ведущих хлопководческих регионов СНГ (43% производства
тонковолокнистого хлопка). Развито шелководство, овощеводство, садоводство и виноградарство.

Сотрудничество с Россией

- Объем накопленных российских инвестиций в экономику Республики
Таджикистан в конце 2012 года составлял около 60% от общей суммы
инвестиций (около 800,0 млн долл.).
- В 2012 году по сравнению с 2008 годом объем российских вложений в
экономику Республики Таджикистан уменьшился почти на 60%. Такое
снижение главным образом связано с завершением в 2009 году
строительства и вводом в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-1 (ОАО
«ИНТЕР РАО ЕЭС»).
- В настоящее время в Республике Таджикистан зарегистрировано 148
совместных российско-таджикских предприятий, из которых достаточно
активно работает около 25.

Экономика Кыргызстана

Разграничение
полномочий
между
уровнями
государственной
власти
привело
к
их
существенной
централизации и общему сокращению
количества уровней бюджетной системы
(с четырех до двух).
В настоящее время консолидированный
бюджет включает в себя государственный
бюджет (республиканский бюджет и
бюджеты
органов
местного
самоуправления) и бюджет Социального
фонда.

- Доля ВВП, перераспределяемая через бюджетную систему Кыргызской Республики,
существенно выросла с 2005 по 2011 год: по доходам консолидированного бюджета - с
23 до 33%, по расходам - с 27 до 38%.
- Рост доходов ресублики был обусловлен улучшением налоговой политики и повышением
качества администрирования, но также в значительной степени связан с поступлениями от
золоторудного месторождения Кумтор.
- Однако кризис, произошедший в стране в 2010 году и повлекший за собой экономическую
дестабилизацию, потребовал существенного увеличения социальных расходов и расходов на
поддержку экономики, что не позволило снизить расходы и привело к дальнейшему росту
дефицита.
- После волнений 2010 г. Техническим правительством проводилась большая работа по
обеспечению энергетической безопасности (финансовое оздоровление предприятий,
укрепление финансовой дисциплины и ликвидация коррупционных схем)
- В обход территории Узбекистана завершается строительство высоковольтной линии «ТашКумыр - Караван», а также линий «Парники - Тепе-Курган», «Алай – Кадамжай»,
«ТЭЦ г. Ош – Карасуу».

Благодаря сотрудничеству с Россией

- Несмотря на прошедшие события, внешнеторговый оборот в 2011 году
возрос на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и
составил 2,8 млрд долл.
- Экспортные поставки увеличились на 21,2%, импорт возрос на 3,4%.
- Несмотря на произошедшие события, поступление прямых иностранных
инвестиций за 2012 год
увеличилось на 14,2% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о том, что
инвесторы доверяют новым властям и ожидают, что будут созданы
благоприятные условия работы.

Экономика Узбекистана

Экономика Узбекистана сильно не
зависит от цен на нефть. Слабое влияние
кризиса
объясняется
структурой
внешнеэкономических
связей
республики,
а
также
достаточно
эффективной
антикризисной
программой расходов. По данным МВФ,
темпы роста ВВП составили 9% в
2008 году, в 2009 и 2010 годах
экономика
Узбекистана
выросла
соответственно на 8,1 и 8,5%.

- Профицит консолидированного бюджета достиг в 2010 году 4,9% ВВП,
увеличившись с 2,8% ВВП в 2009 году отчасти благодаря более высоким
ценам на биржевые товары.
- Более низкие налоговые поступления а также использование единой
налоговой ставки для малого бизнеса более чем компенсировались
широкомасштабным
сокращением
неприоритетных
расходов.
Государственный и гарантированный государством долги остаются на
низком уровне.
- Узбекистан был одним из лидеров СНГ по темпам экономического
роста в связи с эффективной реализацией антикризисной политики, а
также благодаря высоким ценам на газ и золото.

За годы независимости в Республике Узбекистан создан
благоприятный инвестиционный климат, широкая система
правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов,
разработана целостная система мер по стимулированию деятельности
предприятий с иностранными инвестициями.
Из всех преимуществ ключевыми факторами успеха ведения бизнеса
в Узбекистане являются богатая сырьевая база, выгодное
географическое расположение в центре крупнейших региональных
рынков, интегрированная в сеть наземных и воздушных
коммуникаций международного значения транспортнологистическая система, диверсифицированная индустриальная
база и научно-интеллектуальный, кадровый потенциал республики.

Сотрудничество с Россией

- Существуют предпосылки для сотрудничества России и Узбекистана в сфере
модернизации и согласования инновационной политики.
- Производственный потенциал местной электроэнергетики значительно вырос в
рамках реализации совместно с Россией «Программы развития и
реконструкции генерирующих мощностей» на 2001–2010 годы.
- В ГАК «Узбекэнерго», введен энергоблок мощностью 300 МВт на НовоАнгренской ТЭС. Стал выдавать электрическую энергию блок № 1
мощностью 800 МВт Талимарджанской ТЭС. Его ввод повысил надежность
электроснабжения потребителей Самаркандско-Бухарского региона.

Введено в строй более восемнадцати тысяч километров линий электропередачи всех
напряжений, соединившие Ново-Ангренскую ТЭС и подстанцию Узбекистанская, а
также подстанции Гузар–Сурхан, создали в стране единую энергетическую систему, что
позволило обеспечить надежное снабжение населения Ферганской долины и юга
Узбекистана электроэнергией.
Построенная в прошлом году высоковольтная линия ПС Гузар – ПС Сурхан
существенно повысила экспортный потенциал узбекской энергосистемы, увеличивающей
поставки электрической энергии в Кабул.

|
постсоветское пространство для, постсоветское пространство сериал
, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших в СССР), - это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время его распада в 1991 году.

Термин введён в обращение Альгисом Празаускасом в статье «СНГ как постколониальное пространство», опубликованной 7 февраля 1992 года в «Независимой газете».

Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии, истории, политики, экономики и культуры.

  • 1 Население
  • 2 Государства и географические регионы
    • 2.1 Исторические связи
    • 2.2 СНГ и Прибалтика
  • 3 Новый Союз
    • 3.1 Союзное государство России и Белоруссии
    • 3.2 Евразийский Союз
  • 4 Региональные организации
    • 4.1 Содружество Независимых Государств
    • 4.2 Организация Договора о Коллективной Безопасности
    • 4.3 ГУАМ
    • 4.4 Евразийское Экономическое Сообщество
    • 4.5 Центрально-Азиатское Сотрудничество
    • 4.6 Шанхайская Организация Сотрудничества
  • 5 Другое мнение
  • 6 Экономика
  • 7 Войны и конфликты
    • 7.1 Сепаратистские конфликты
    • 7.2 Гражданские войны
    • 7.3 Государственные перевороты
    • 7.4 Революции
    • 7.5 Цветные революции
    • 7.6 Политические кризисы
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Население

Население постсоветского пространства составляет около 277 млн чел. по данным на 2007 год. Почти все люди там хорошо говорят по-русски. Конфессиональный состав: христиане, мусульмане. Во всех постсоветских государствах говорят после распада СССР на национальных языках. Исключение составляют Казахстан и Беларусь. Там на русском языке говорит достаточная часть населения, чтобы признать русский язык государственным, наравне с национальным.

Государства и географические регионы

Группы постсоветских государств:
Россия Прибалтика Восточная Европа Закавказье Центральная Азия

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе, основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

  • Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.
  • Прибалтика : Латвия, Литва и Эстония.
  • Восточная Европа : Украина, Белоруссия, Молдавия.
  • Закавказье : Грузия, Армения и Азербайджан.
  • Центральная Азия : Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения.

Исторические связи

Основная статья: Территориально-политическая экспансия России

Россия исторически связана с восточно-славянскими постсоветскими государствами, поскольку на их территории сформировалась её государственность. Её корни восходят к общему протогосударству (Киевская Русь). Впоследствии территории Украины и Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Польши.

Основная статья: Среднеазиатские владения Российской империи

Центральная Азия и Закавказье были присоединены к Российской империи только в XVIII и XIX веках.

Основная статья: Разделы Речи Посполитой

Страны Прибалтики (за исключением Литвы, в средневековье - Великим княжеством Литовским) были под властью Тевтонского ордена, Дании, Польши и Швеции на протяжении значительных промежутков своего существования, перед тем как были присоединены к Российской империи в XVIII веке, и стали независимыми государствами после Первой мировой войны.

Основная статья: Присоединение Прибалтики к СССР

По официальной позиции СССР, подтверждённой МИД России, вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году в состав СССР соответствовало всем нормам международного права по состоянию на 1940 год. Признав целостности границ СССР на июнь 1941 года de facto на Ялтинской и Потсдамской конференциях, ряд западных государств вместе с тем отказывались признать этот факт де-юре вплоть до 1975 года, когда участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки, подписав Заключительный акт Совещания, признали нерушимость европейских границ в целом, и тем самым легитимность границ СССР на 1975 год.

СНГ и Прибалтика

СНГ и Прибалтика (СНГ и Балтия) - название 15 современных государств, которые до 1991 года являлись союзными республиками СССР, а в 1991-1992 гг. декларировали свой суверенитет (объявили о своей независимости).

До 2009 года территориально понятие «СНГ и Прибалтика» было тождественно понятию «постсоветское пространство». 2009 году Грузия вышла из состава СНГ.

Словосочетание возникло после декабря 1991 года, когда прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) отказались войти в СНГ (Содружество независимых государств) - региональную международную организацию, созданную по Беловежским Соглашениям на основе бывших союзных республик СССР и призванную регулировать отношения между этими новыми независимыми государствами.

Новый Союз

Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). ССГ так и не был создан.

Союзное государство России и Белоруссии

Основная статья: Союзное государство России и Белоруссии

Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии, которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.

Конфедеративный Союз России и Белоруссии или Союзное государство России и Белоруссии было организовано 2 апреля 1997 на базе ранее (2 апреля 1996) созданного Сообщества России и Белоруссии. Идея его создания принадлежала президенту Белоруссии А. Лукашенко.

Евразийский Союз

Основная статья: Евразийский Союз

В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).

В 2011 г. Владимир Путин вернулся к идее Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана.

Региональные организации

После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).

Содружество Независимых Государств

Постсоветские государства: Члены СНГ Члены Евросоюза и НАТО постсоветские страны, не входящие в СНГ или НАТО и ЕС

Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа 2009.

Организация Договора о Коллективной Безопасности

В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

Члены ГУАМ Члены ОДКБ

ГУАМ

В «Организацию за демократию и экономическое развитие - ГУАМ» в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.

Евразийское Экономическое Сообщество

Евразийское Экономическое Сообщество: Члены организации Наблюдатели

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже президент Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005, когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.

Центрально-Азиатское Сотрудничество

Центрально-Азиатское Сотрудничество: Члены организации Наблюдатели

Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) было создано в 2002 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества

Тёмно-зелёным отмечены члены ШОС, зелёным - наблюдатели.

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) состоит из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка , и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Другое мнение

По мнению министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, понятие постоветского пространства устарело:

По-моему, русские хотят использовать концепцию, так называемого «постсоветского пространства», не понимая, что граничащие с Россией бывшие республики СССР - это независимые страны с суверенными границами.

Я считаю это неприемлемым. Украина, Грузия и другие - это не «постсоветское пространство». Это - независимые суверенные страны, обладающие собственным правом территориальной целостности.

Экономика

Население СССР и бСССР ВВП СССР и бСССР в долларах США

После распада Советского Союза бывшие советские республики выбрали капитализм в качестве новой экономической системы. Валовый внутренний продукт во всех бывших советских республиках очень быстро снизился. 1994 г. инфляция достигла 400 % на Украине и 1258 % в Казахстане. то же время в прибалтийских странах сохранялся сравнительно низкий уровень инфляции (в Литве он достиг всего лишь 45,1 %). Худший уровень экономической ситуации в бывших советских республиках был зафиксирован в 1995 г. 2004 г. только прибалтийские государства, Армения, Белоруссия и Казахстан достигли уровня валового внутреннего продукта большего, чем в 1991 г. России в 1998 г. разразился экономический кризис. Однако в 2000-х годах Россия вошла в первую десятку стран по суммарному объёму ВВП.

Войны и конфликты

Владимир Крючков, председатель КГБ СССР в 1988-1991 годах, заявил в интервью в конце 2003 года:

За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Ещё около трёх с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить.

Сепаратистские конфликты

Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.

Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:

  • Приднестровье и Гагаузия , конфликты за независимость от Молдавии
  • Абхазия и Южная Осетия , конфликты за независимость от Грузии.
  • Чеченская Республика Ичкерия , конфликт за независимость республики от России.
  • Нагорный Карабах , конфликт за независимость от Азербайджана.
  • Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика , конфликт за независимость регионов от Украины. конце мая 2014 года республики заявили о создании союза Новороссия , претендующего на весь юго-восток Украины.

После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.

Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.

Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).

Гражданские войны

Дважды в регионе происходили гражданские войны, не связанные с сепаратизмом.

  • Гражданская война в Грузии (1991-1993), между силами Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе. Война закончилась после того, как российские войска поддержали правительство Шеварднадзе в обмен на вступление Грузии в СНГ.
  • Гражданская война в Таджикистане (1992-1997).

Государственные перевороты

  • Разгон Верховного Совета России (1993) - вследствие конфликта между Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и Верховным Советом Российской Федерации.
  • Евромайдан (2013-2014) - конфликт между Правительством Украины и сторонниками интеграции в ЕС.

Революции

  • Революция в Киргизии (2010) - отстранение от власти Курманбека Бакиева.

Цветные революции

В трёх республиках бывшего СССР после выборов произошли так называемые цветные революции , которые привели к власти оппозицию:

  • 2003 - «Революция роз» в Грузии.
  • 2004 - «Оранжевая революция» на Украине.
  • 2005 - «Тюльпановая революция» в Киргизии.

В других республиках бывшего СССР произошли массовые акции, которые часто квалифицировались как попытки цветных революций:

  • 2006 - попытка Васильковой революции в Белоруссии.
  • 2008 - попытка цветной революции в Армении.
  • 2009 - попытка цветной революции в Молдавии.
  • 2011 - революция через социальные сети в Белоруссии.
  • 2011 - Снежная революция в Южной Осетии.
  • 2011-2013 - протестное движение в России.

Политические кризисы

  • Конституционный кризис в России (1992-1993) - конфликт между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров - Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов - сторонники Ельцина; с другой стороны - руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Причиной конфликта стали различия в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Результатом кризиса стал государственный переворот, в результате которого Съезд народных депутатов и Верховный Совет были распущены, а Советов народных депутатов ликвидирован - Россия стала президентской республикой.
  • Межвоенный кризис в Чечне (1997-1999) - конфликт между умеренными националистами и ваххабитами в Чеченской Республике Ичкерия. Причиной кризиса стала активизация ваххабитов в соседнем Дагестане, расколовшая правительство Ичкерии на умеренных националистов, которые хотели проводить политику невмешательства, и радикальных исламистов, которые выступали за оказание помощи «братьям по вере». Результатом конфликта стало вторжение чеченских исламистов в Дагестан.
  • Аджарский кризис (2004) - конфликт между центральной властью и властью Автономной Республики Аджария в Грузии. Причиной кризиса стала фактическая узурпация власти в Автономной Республике Аджария Асланом Абашидзе и нестабильная ситуация в Грузии после ряда войн, а также непосредственно «Революции роз». Результатом кризиса стало полное подчинение автономной республики столичным властям.
  • Политический кризис на Украине 2006 года - конфликт между исполнительной (Президент, Премьер-министр, кабинет министров) и законодательной властью (Верховная Рада). Результатом стало постановление Верховной Рады об отставке правительства. Правительство тем не менее так и продолжило работу, а постановление Верховной Рады об отставке правительства было отменено уже новым составом украинского парламента.
  • Политический кризис на Украине 2007 года - конфликт между Премьер-министром Виктором Януковичем и Президентом Виктором Ющенко. Причиной кризиса стало стремление Премьер-министра Януковича расширить свои властные полномочия и ограничить власть Президента Ющенко. Результатом стал роспуск парламента Президентом и перевыборы парламента, в результате которых Премьер-министром стала Юлия Тимошенко.
  • Политический кризис на Украине (2013-2014), связанный с отстранением от власти Виктора Януковича.
  • Крымский кризис. Конфликт между Верховным советом АР Крым и пришедшим к власти в 2014 году новым правительством на Украине. Результатом кризиса стало провозглашение независимой Республики Крым и присоединение её к России.

Примечания

  1. Альгис Празаускас. «СНГ как постколониальное пространство». «Независимая газета», М.: 7.02.1992 г.
  2. МИД России: Запад признавал Прибалтику частью СССР
  3. Ср.: Карта железных дорог СНГ и Прибалтики. Архивировано из первоисточника 4 января 2013. , Телефонные коды городов СНГ и Прибалтики, Законодательство о СМИ в странах СНГ и Прибалтики и пр.
  4. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня
  5. Грузия уходит из СНГ
  6. Working group discusses Uzbekistan’s accession to EurAsEC
  7. Лондон: постсоветского пространства больше нет
  8. Владимир Крючков: «Я был только председатель КГБ»
  9. Серж Саркисян: Похоже, что попытка организовать «цветную революцию» в Армении действительно имела место.
  10. Президент Молдовы: Кишиневе пытались устроить цветную революцию

Ссылки

  • Подборка статей и книг о конфликтах в республиках бывшего СССР в библиотеке научно-просветительского журнала «Скепсис»
  • Паспорта стран постсоветского пространства
  • Постсовет.RU - информационно-аналитический онлайн-ресурс, сочетающий форматы Интернет-газеты и социальной сети. Основная задача проекта - объективно и всесторонне освещать политические, экономические и социокультурные процессы, происходящие на постсоветском пространстве.
  • НОЦ СНГ и Балтии СГУ - онлайн-портал Научно-образовательного Центра Сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Содержит новости постсоветского пространства, статьи, экспертные комментарии по наиболее актуальным вопросам, материалы интернет-конференций и аналитические доклады. Дополнительный адрес сайта
  • Зиверт Ш., Захаров С., Клингхольц Р. После СССР: от демографической сверхдержавы к очагу кризиса Демоскоп № 475-476

постсоветское пространство вариантов, постсоветское пространство для, постсоветское пространство сериал, постсоветское пространство смыслов


СНГ похоже на голого короля. Дилемма проста: нужен ли ещё кому-то этот король? Не оказываемся ли мы в плену иллюзий, утверждая, что интеграция постсоветского пространства есть безусловное благо? Не является ли это следствием ностальгии по общему прошлому, усиленной комплексом имперской неполноценности? Нужна ли и выгодна ли России подобная интеграция?

Россия как монопольный субъект интеграции

Постсоветское пространство в своей долгой истории объединялось в двух формах - империи и советской федерации. Российская империя исторически была более устойчивым и долгосрочным образованием, хотя и не смогла решить задач гармоничной модернизации и преодоления исторической неодновременности своих составных частей. СССР как федерация оказался неустойчивым, асимметричным политическим компромиссом российского центра и этнических окраин, который разрешился закономерным распадом в контексте сочетания многих неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Следует честно признать необратимость разрыва исторической, социальной, экономической, культурной непрерывности, поддерживаемой Российской империей и СССР. Бывшие союзные республики всё более неодновременны в своих центробежных тенденциях. Среднеазиатские республики тяготеют к периферии капиталистической миросистемы, в то время как Прибалтика стремится найти своё «место с конца», но зато в центре этой системы.

Проблема интеграции заключается в том, что с позиций здравого смысла и рационального экономического расчёта никакой особой и явной выгоды для простых людей из постсоветских стран в данном процессе не просматривается. Однако условия интеграции любых проектов, выходящих за рамки сиюминутных выгод, требуют в качестве своего условия именно отказа от подобной логики прагматизма, признания её иррациональности с позиций неких больших целей и ценностей. Именно таким проектом потенциально является реинтеграция постсоветского пространства, не несущая немедленных и явных выгод её участникам, но вполне способная принести их будущим поколениям. Так как подобное объединение может попасть в мейнстрим мировой глобализации.

Следует признать, единственным потенциальным субъектом интеграции постсоветского пространства является Россия, таково её монопольное географическое положение, экономический вес и политические возможности. Но не оказываемся ли мы в плену иллюзий, утверждая, что интеграция постсоветского пространства есть безусловное благо? Не является ли это следствием ностальгии по общему прошлому, усиленной комплексом имперской неполноценности? Нужна ли и выгодна ли России подобная интеграция?

Например, инфраструктурное взаимодополнение и общие цепочки сложных производств экономик бывших республик были эффективны лишь в условиях экономической автаркии СССР от остального мира, когда в принципе не существовало других возможных экономических партнёров и поставщиков за пределами социалистического периметра. Альтернативного выбора у производителей и потребителей просто не было, либо он был крайне ограничен. Однако распад с отменой сложных сверхзадач и цепочек в советской экономике привнёс возможность выбора товаров, комплектующих, сырья, поставщиков на глобальном рынке. В результате многие из прежних производств рухнули, не выдержав конкуренции и потеряв монополию на рынок сбыта в пределах СССР.

Конечно, русский язык всё ещё сохраняется как формат общения на постсоветской территории, существуют общие транспортные и энергетические системы, культурные и исторические архетипы. Но стоит ли овчинка выделки, а отношения с постсоветским пространством каких-то особых преференций по сравнению с остальным миром? Что это может дать России «здесь и сейчас»? Может ли осуществляться интеграция на абсолютно равноправной основе либо Россия и постсоветские страны могут найти каждый для себя более выгодных партнёров и условия объединения, как это пытаются сделать Прибалтика и Грузия, Украина и Азербайджан?

Действительно, в Российской империи и в СССР создавались единые коммуникации, производственные, энергетические и инфраструктурные цепочки. Но в настоящее время политиками и экономистами всё более осознаётся тот факт, что индустриальная логика экономического взаимодополнения пространства СНГ, доставшаяся в наследство от СССР, оказывается скорее фантомом, чем эффективной реальностью в глобализированной экономике. Ложной оказывается и предпосылка о том, что возможную выгоду экономических обменов определяют выгодные соседские географические связи. Как только экономическое пространство СССР из автаркичного превратилось в открытое, оказалось, что старые соседи по Союзу всё менее нужны, а новые потребители и продавцы всегда готовы прийти к ним на смену.

Таким образом, хуже всего даже не растущие диспропорции экономических связей России со странами СНГ, с одной стороны, и остальным миром - с другой. Проблема в том, что большая часть российского экспорта - минеральные ресурсы и металлы, вывозимые для более высокого передела в более развитые экономики. Но аналогичная структура экспорта и у стран СНГ! Варьируется лишь вид ресурсов (нефть, газ, каменный уголь, руда, минеральные удобрения, металлы, лес), а также более высокая доля бывших советских республик в экспорте сельхозпродукции. Поэтому образуется не взаимодополнение экономик, основанное на мифах об общем прошлом и кумулятивности экономических инфраструктур, а прямая конкуренция за внешние рынки. Различные газовые, нефтяные, трансфертно-трубопроводные конфликты обретают характер политических, поскольку страны СНГ (Украина, Белоруссия, Грузия, Казахстан и др.) являются для России трансфертными по отношению к конечным потребителям в Европе и Азии.

В результате при нынешней структуре экономики и производства России и постсоветских стран интеграция на экономической основе не может быть ведущим фактором реального сближения. Что не исключает самой её возможности и эффективности, связанной с торговлей, обменом ресурсами, унификацией импортно-экспортных тарифов, созданием единых таможенных стандартов.

Реальная проблема в другом - нынешней России нечего предложить ближнему зарубежью в качестве универсальных правил игры, поскольку уровень мышления российских элит не вырастает выше «суверенной демократии» для крупных корпораций, контролирующих российскую «властесобственность». К тому же эти корпорации одновременно снимают сливки с экспорта минеральных ресурсов и любыми способами защищают свои экономические интересы. В результате стратегия сжимается до узко понимаемых национальных интересов, которые элиты часто отождествляют со своими собственными. Состояние российских элит, мыслящих исключительно тактически и прагматически, работает не в пользу интеграции постсоветского пространства как символического проекта, призванного повысить легитимность в том числе и российского политического режима.

На пространстве бывшего СССР любая реальная интеграция может являться только следствием восстановления взаимного доверия бывших союзных республик. Стратегическим решением может быть лишь установление взаимовыгодных долгосрочных правил игры, не зависящих от конфигураций элит, как в России, так и в постсоветских странах. Над СНГ довлеет его характер искусственной структуры, являющейся не реализацией желания исторически сложившихся стран к дальнейшей интеграции, но паллиативом, призванным подсластить горечь от распада СССР и отчасти компенсировать репутационные, политические и военно-стратегические потери России. По крайней мере на первых порах. Сейчас эта пора прошла и необходимо определиться: либо «развод» окончателен, либо бывшие республики осознали общие интересы и готовы восстановить объединённое пространство на неких более универсальных и эффективных началах, нежели те, которые привели к краху СССР.

Никакие искусственные границы и политическая воля не могут остановить объективные процессы глобализации. В мировой экономике, основанной на свободе движения капиталов и товаров, столь же естественной является свобода передвижения рабочей силы. Закрытые границы прямо противоречат аксиомам капитализма.

Либо в качестве третьего варианта признать, что двусторонние связи России с различными странами СНГ могут быть более эффективны, чем попытки воссоздания всё более расходящегося экономического, политического, культурного пространства, связанного на западе и востоке лишь Россией. Назревает необходимость интеграционного проекта, в рамках которого будут найдены решения для обозначенных противоречий. Представляется, что управлять интеграцией СНГ должны вне- и наднациональные организации. Интеграция должна начинаться с прозрачных правил, выгодных для всех в долгосрочной перспективе и независимых от конкретных политических игроков, именно этот вариант оказался оптимальным для ЕС.

Условие нового консенсуса - автономия его участников, независимый выбор без внешнего давления и общие интересы. Последнее на пространстве СНГ в новейшее время агрегировать труднее всего. Поскольку интересы всех новых государств, как правило, исходят из краткосрочных выгод действующих элит, путающих собственные выгоды с национальными интересами. Тем более что национальные элиты бывших республик не затем боролись за неподконтрольность и приватизацию активов, чтобы сдавать их результаты обратно как неким наднациональным структурам, так и собственным народам. В результате, как ни парадоксально, именно новые политэкономические элиты постсоветских стран наименее заинтересованы в возможном объединении.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта