Термин "постсоветское пространство" появился в политологии вслед за распадом Социалистических Республик (СССР). Как правило, он понимается буквально географически - это территория, на которой располагался бывший Советский Союз. Хотя многие политики, культурологи и экономисты вкладывают в него гораздо больше.
Попробуем и мы разобраться. - это что?
Наверное, главный момент в понимании термина. Постсоветское пространство - это все бывшие союзные республики, а теперь независимые государства, возникшие после исчезновения СССР. Назовем их все по регионам: Балтия - Латвия, Литва, Эстония; Европа - Беларусь, Украина, Молдавия (Молдова); Закавказье - Армения, Азербайджан, Грузия; Средняя Азия - Казахстан, Узбекистан, Киргизия (Кыргызстан), Туркмения (Туркменистан), Таджикистан.
Для полноты картины, возможно усложняя ее, назовем непризнанные или частично признанные государственные образования, появление которых вызвано проблемами на постсоветском пространстве (к ним вернемся ниже). Итак, Европа - Приднестровская Молдавская республика, Донецкая народная республика, Луганская народная республика; Закавказье - Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Арцах (Нагорный Карабах). Как синоним, объединяющий их все, используется также словосочетание "страны ближнего зарубежья".
В географическом понимании постсоветское пространство составляют именно они. Впрочем, постсоветское пространство - это не только география.
Политологи не ограничивают "территорию" СССР только квадратными километрами. Союз был сильным государством, имевшим огромные сферы влияния, фактически являясь идеологическим, а очень часто и экономическим хребтом государств, объявивших о социалистическом пути развития. Советский Союз частенько контролировал и политическую обстановку этих стран, прибегая порой к военному вмешательству. В сферу "широкого" постсоветского пространства входили такие страны, как: в Европе - Польша, Восточная Германия (ГДР), Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния; в Азии - Вьетнам, Северная Корея (КНДР); в Латинской Америке - Куба.
Это, впрочем, не значит, что все страны соцлагеря подчинялись СССР. Потому в перечень стран зон влияния СССР не включены вроде бы социалистические Китай, Югославия и Албания, имевшие хронические, вплоть до военных, конфликты и разногласия. Не называем мы и многочисленные страны Африки и Азии, периодически менявшие политический курс, стараясь извлечь полезную для себя "энергию" из геополитической борьбы гигантов - СССР и США. Подобно первому президенту Афганистана Мохаммеду Дауду, однажды заявившему: "Я чувствую себя счастливым, когда могу закурить мои американские сигареты с помощью советских спичек".
Исчезновение СССР внесло большие изменения в разные сферы жизни этих государств, что говорит в пользу оправданности существования большего широкого понимания термина "постсоветского пространства". Это не все, что он означает.
Подавляющее большинство населения в родилось и выросло в СССР. Училось в советских школах и вузах, владело государственным языком Советского Союза - русским, жило согласно "кодексу строителя коммунизма", так или иначе разделяло культурные советские ценности. Кроме того, существование республик носило, скорее, административный характер: передвижения населения внутри страны хоть и контролировалось, но не возбранялись, а то и поощрялись. В результате этническая однородность территорий размывалась, появлялись смешанные браки, жители далеких друг от друга регионов имели родственные связи.
Юридическое исчезновение Советского Союза, смена системы ценностей и ориентиров не может мгновенно изменить людей и отменить их родственные связи. Оттого до сих пор даже конфликтующие республики бывшего СССР, хотят они того или нет, ощущают бесспорную общность. В меньшей степени это касается соцстран дальнего зарубежья.
Именно вышеописанное культурологи, социологи и историки также называют постсоветским пространством. И расположено оно не на квадратных километрах, а в душах и головах людей.
К сожалению, перемены не обходятся без проблем. Порой жестких и тяжких. На постсоветском пространстве во всех его измерениях даже спустя четверть века их с избытком. Назовем самые сложные.
Что кому? Самый актуальный вопрос при разводе очень горяч и при разделе страны. И хотя де-факто гарантировал новым государством нерушимость границ, согласно их советским контурам, эти споры возникли, возникают и будут возникать.
Данный аспект для стран социалистического лагеря актуален только для Югославии, до сих пор продолжающей деление.
Новые государства всячески ищут поводы выдвинуть вперед свою историческую значимость и силу. Все бы ничего, но при этом доходит до ограничения функционирования неродных для титульного населения языков, даже если в ряде регионов страны они более традиционны во всех смыслах.
Вводятся ограничения в правах для людей некоренной национальности. Не запрещены, а то и поддерживаются политические движения и общественные организации, пропагандирующие национализм вплоть до крайних форм экстремизма, от которого один шаг до фашизма. Часть всего этого - русофобия. Так исторически сложилось, что на имперском пространстве и в Советском Союзе государствообразующим народом были русские.
Причем в СССР продвигались принципы интернационализма и, хотя де-факто признавалось лидерство русских, но всегда подчеркивалось: да, бывают отсталые народы, но это только ввиду исторических обстоятельств, при должном развитии и внимании люди всех наций равны. К сожалению, как реакция на подобные действия идеи национализма имеют почву для развития и в России.
Разгул русофобии наблюдается и во многих странах бывшего соцлагеря. Правда, во многим он связан, скорее, с давним историческим прошлым (в случае с Польшей). Однако национализм в катализе с территориальным спором привел и к жуткой сербско-хорватской войне.
Регламентированная экономика Советского Союза была разрушена, уже на старте обрушив и экономики молодых государств и "обеспечив" низкий уровень жизни, безработицу, преступность и прочие подобные "радости".
Странам с большим экономическим потенциалом (Россия и Казахстан) с течением времени удалось встать на ноги. Вызывает уважение курс Белоруссии на постсоветском пространстве. Она - одна из очень немногих стран смогла избежать главных проблем общности бывших стран СССР.
Тяжело пришлось и приходится соцстранам. В рамках социалистического СЭВ (Содружество экономической взаимопомощи) их экономики взаимодействовали с советской и друг с другом. В новой реальности, в рамках Евросоюза, они испытали шок и трепет, ощущая свою ненужность. Поиск своего места в мировой экономике еще продолжается.
Именно для решения проблем в рамках одной общности и проведения согласованной политики на постсоветском пространстве было создано Содружество Независимых Государств. На добровольной основе входят в него бывшее республики СССР. В ведении органов СНГ вопросы экономики, культуры и безопасности. К сожалению, не все государства вошли в его состав. Некоторые из него успели уже выйти. Хотя Содружество - хорошая площадка для взаимопонимания. Впрочем, возможны и другие формы. Подобные, например, инициативе Беларуси по созданию Союзного государства России и Беларуси.
Главное ведь то, что нам всем жить если не вместе, то все равно рядом: хорошие соседи лучше плохих.
Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГиПрибалтикиилиближнее зарубежье(в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших вСССР), - это независимыегосударства, которые вышли из составаСоветского Союзаво времяего распадав1991 году.
Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.
Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.
Прибалтика : Латвия,ЛитваиЭстония.
Восточная Европа : Украина,БелоруссияиМолдавия.
Закавказье : Грузия,АрменияиАзербайджан.
Центральная Азия : Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Узбекистан,Туркмения.
После распада СССРв регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.
Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союзиНАТО).
Содружество Независимых Государств(СНГ) - межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа2009.
Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) - Россия,Белоруссия,Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Армения. Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.
Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ ) - Грузия,Украина,АзербайджаниМолдавия.ГУАМрассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ
Евразийское Экономическое Сообщество(ЕврАзЭС) -Россия,Белоруссия,Казахстаном,Киргизия иТаджикистанна основе Таможенного союза СНГ.Армения,Молдавия,Украинаимеют статус наблюдателей в этом сообществе.
Центрально-Азиатское Сотрудничество(ЦАС) - Казахстан,Киргизия,УзбекистаниТаджикистан- было создано в2002г. 6 октября2005г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлениемУзбекистанав ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.
Шанхайская Организация Сотрудничества(ШОС) - Китай,Россия,Казахстан,Киргизия,ТаджикистаниУзбекистан. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась «Шанхайская Пятёрка», и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.
Новые независимые государства (ННГ) с момента обретения суверенитета в 1991 г. стали двигаться по расходящимся траекториям развития, постепенно отдаляясь от советского наследия. Общим выбором стала рыночная трансформация. Но страны использовали разные модели реформирования экономик, имели разные структурные приоритеты, разными темпами вели преобразования, по-разному включались в международные экономические отношения.
В ходе становления государственности усиливались и различия в стратегических ориентирах. Усиление дивергенции стран было также обусловлено интересом к ним третьих государств, которые стремились расширить рынки сбыта своей продукции, обеспечить альтернативное энергоснабжение, укрепить геополитические позиции на постсоветском пространстве и т.д.
В начале и середине 90-х годов во всех ННГ произошел глубокий экономический спад.Наиболее сильно пострадали Молдавия, Грузия, Украина, Армения, Таджикистан и Азербайджан, сократившие физический объем ВВП по сравнению с 1989 г. более чем в два раза. С наименьшими потерями 90-е гг. прошли Узбекистан, Белоруссия и Эстония. Масштабы спада зависели от многих факторов. Среди них следует выделить характер проводимых реформ – страны, осуществлявшие трансформацию по шоковой модели, в среднем пострадали сильнее, чем страны, проводившие реформы по консервативному сценарию. Для многих ННГ весьма чувствительным оказался финансовый кризис 1998 г. в России – их главном торговом партнере.
В 2000-2007 гг. постсоветский регион – быстрорастущая часть мировой экономики. Но темпы роста у стран сильно различались. За 2000-2011 гг. ВВП Азербайджана и Туркменистана (в постоянных ценах) увеличился в 4 раза, Казахстана – в 2,4 раза, Таджикистана – в 2,3 раза. Более чем в два раза увеличился ВВП у Армении, Узбекистана и Белоруссии, почти в два раза – у Грузии. ВВП стран Балтии, Киргизии, Молдавии, Украины и России в это период вырос в 1,5 – 1,7 раза.
За последнее десятилетие лидерами роста на постсоветском пространстве стали страны, богатые энергоресурсами. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан имели возможность существенно наращивать свой экспортный потенциал, прежде всего, в производстве углеводородов. Именно в этих странах отмечались и самые высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. В России, Узбекистане и Украине рост экономики практически в равной степени поддерживался внутренним спросом, инвестициями в основной капитал и наращиванием экспортных поставок.
Страны СНГ значительно сильнее пострадали от глобального финансово-экономического кризиса по сравнению с другими регионами мира. Падение реального ВВП в регионе СНГ в 2009 г. составило – 6,4%, что в три раза превысило спад мировой экономики (на основе обменного курса). Но еще сильнее кризис ударил по странам Балтии, спад экономики у которых начался в 2008 г. Там в качестве «переносчиков кризиса» выступили зарубежные банки, составляющие основу национальных банковских систем.
В 2010-2011 гг. наиболее высокие темпы экономического роста показали центральноазиатские страны, что связано с восстановлением объемов переводов трудовых мигрантов после спада в 2009 г. и ростом внешней торговли с Китаем. Заметно медленнее выходили из кризиса страны Балтии. Белоруссию в первой половине 2011 г. охватил валютный кризис – отложенное проявление кризиса 2009.
В целом же по итогам двадцатилетия наиболее высокую динамику экономики показали Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, более чем удвоившие объемы ВВП по сравнению с 1991 г. К неудачникам же следует отнести Молдавию и Украину, ВВП которых в 2011 г. был на четверть меньше, чем двадцать лет назад. Экономический рост в этих странах в нулевые годы был недостаточно высок из-за внутриполитической нестабильности, что не позволило «отыграть» потери 90-х годов.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;
технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
Сложность интеграционных процессов на постсоветском пространстве лежит в ее основе. Одними из наиболее важных факторов, препятствующих интеграционным тенденциям можно выделить следующие:
Разбалансированное экономическое развитие среди постсоветских государств
Рост культурно-религиозного отличия
Политика определенных глав государств, идущая в разрез интеграционных процессов
Ряд внешних факторов (воздействие внешних игроков).
Основные угрозы глобального порядка, исходящие из постсоветского пространства, сводятся к таким, как неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химического оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.
За двадцать лет суверенного существования постсоветское пространство сильно изменилось по уровням и условиям социально-экономического развития. Наиболее высокие темпы роста были у нефте- и газодобывающих стран, которые нашли свои ниши в глобальной и региональной экономике. Но узкий профиль их участия в международной экономике, как показал кризис 2008 г., не гарантирует от экономических потрясений. Не уберегло от экономического провала страны Балтии и членство в ЕС.
Постсоветские страны по-прежнему сильно отстают от развитой части мира. Самые успешные из них находятся всего лишь на среднемировом уровне развития. Это результат беспрецедентной деиндустриализации, произошедшей в результате рыночной трансформации и распада СССР. Темпы деиндустриализации к концу двадцатилетия замедлились, но пока не оснований утверждать, что они остановились полностью.
Все постсоветские страны, независимо от модели развития, невелики по размерам внутреннего рынка (за исключением России) и представляют собой периферийную и полупериферийную часть мировой экономики. У всех стран проблемы роста прямо или косвенно зависят от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Среди них относительно независимую экономическую политику могут проводить только экспортеры углеводородов. Но ее реализация сдерживается нехваткой кадров, слабостью инновационной сферы, системой сложившегося государственного управления.
И Российская ФедерацияПостсоветское пространство включает |
постсоветское пространство для, постсоветское пространство сериал
, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики
или ближнее зарубежье
(в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших в СССР), - это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время его распада в 1991 году.
Термин введён в обращение Альгисом Празаускасом в статье «СНГ как постколониальное пространство», опубликованной 7 февраля 1992 года в «Независимой газете».
Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии, истории, политики, экономики и культуры.
Население постсоветского пространства составляет около 277 млн чел. по данным на 2007 год. Почти все люди там хорошо говорят по-русски. Конфессиональный состав: христиане, мусульмане. Во всех постсоветских государствах говорят после распада СССР на национальных языках. Исключение составляют Казахстан и Беларусь. Там на русском языке говорит достаточная часть населения, чтобы признать русский язык государственным, наравне с национальным.
Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе, основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.
Россия исторически связана с восточно-славянскими постсоветскими государствами, поскольку на их территории сформировалась её государственность. Её корни восходят к общему протогосударству (Киевская Русь). Впоследствии территории Украины и Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Польши.
Основная статья: Среднеазиатские владения Российской империи
Центральная Азия и Закавказье были присоединены к Российской империи только в XVIII и XIX веках.
Основная статья: Разделы Речи Посполитой
Страны Прибалтики (за исключением Литвы, в средневековье - Великим княжеством Литовским) были под властью Тевтонского ордена, Дании, Польши и Швеции на протяжении значительных промежутков своего существования, перед тем как были присоединены к Российской империи в XVIII веке, и стали независимыми государствами после Первой мировой войны.
Основная статья: Присоединение Прибалтики к СССР
По официальной позиции СССР, подтверждённой МИД России, вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году в состав СССР соответствовало всем нормам международного права по состоянию на 1940 год. Признав целостности границ СССР на июнь 1941 года de facto на Ялтинской и Потсдамской конференциях, ряд западных государств вместе с тем отказывались признать этот факт де-юре вплоть до 1975 года, когда участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки, подписав Заключительный акт Совещания, признали нерушимость европейских границ в целом, и тем самым легитимность границ СССР на 1975 год.
СНГ и Прибалтика (СНГ и Балтия) - название 15 современных государств, которые до 1991 года являлись союзными республиками СССР, а в 1991-1992 гг. декларировали свой суверенитет (объявили о своей независимости).
До 2009 года территориально понятие «СНГ и Прибалтика» было тождественно понятию «постсоветское пространство». 2009 году Грузия вышла из состава СНГ.
Словосочетание возникло после декабря 1991 года, когда прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) отказались войти в СНГ (Содружество независимых государств) - региональную международную организацию, созданную по Беловежским Соглашениям на основе бывших союзных республик СССР и призванную регулировать отношения между этими новыми независимыми государствами.
Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). ССГ так и не был создан.
Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии, которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.
Конфедеративный Союз России и Белоруссии или Союзное государство России и Белоруссии было организовано 2 апреля 1997 на базе ранее (2 апреля 1996) созданного Сообщества России и Белоруссии. Идея его создания принадлежала президенту Белоруссии А. Лукашенко.
В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).
В 2011 г. Владимир Путин вернулся к идее Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана.
После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.
Три прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).
Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа 2009.
В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.
Члены ГУАМ Члены ОДКБ
В «Организацию за демократию и экономическое развитие - ГУАМ» в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.
Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже президент Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005, когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.
Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) было создано в 2002 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) состоит из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка , и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.
По мнению министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, понятие постоветского пространства устарело:
По-моему, русские хотят использовать концепцию, так называемого «постсоветского пространства», не понимая, что граничащие с Россией бывшие республики СССР - это независимые страны с суверенными границами.
Я считаю это неприемлемым. Украина, Грузия и другие - это не «постсоветское пространство». Это - независимые суверенные страны, обладающие собственным правом территориальной целостности.
После распада Советского Союза бывшие советские республики выбрали капитализм в качестве новой экономической системы. Валовый внутренний продукт во всех бывших советских республиках очень быстро снизился. 1994 г. инфляция достигла 400 % на Украине и 1258 % в Казахстане. то же время в прибалтийских странах сохранялся сравнительно низкий уровень инфляции (в Литве он достиг всего лишь 45,1 %). Худший уровень экономической ситуации в бывших советских республиках был зафиксирован в 1995 г. 2004 г. только прибалтийские государства, Армения, Белоруссия и Казахстан достигли уровня валового внутреннего продукта большего, чем в 1991 г. России в 1998 г. разразился экономический кризис. Однако в 2000-х годах Россия вошла в первую десятку стран по суммарному объёму ВВП.
Владимир Крючков, председатель КГБ СССР в 1988-1991 годах, заявил в интервью в конце 2003 года:
За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Ещё около трёх с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить.
Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.
Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:
После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.
Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.
Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).
Дважды в регионе происходили гражданские войны, не связанные с сепаратизмом.
В трёх республиках бывшего СССР после выборов произошли так называемые цветные революции , которые привели к власти оппозицию:
В других республиках бывшего СССР произошли массовые акции, которые часто квалифицировались как попытки цветных революций:
Государства-члены ООН | Азербайджан Азербайджан Армения Армения Белоруссия Белоруссия Грузия Грузия Казахстан Казахстан Киргизия Киргизия Латвия Латвия Литва Литва Молдавия Молдавия Россия Россия Таджикистан Таджикистан Туркмения Туркмения Узбекистан Узбекистан Украина Украина Эстония Эстония |
---|---|
Непризнанные и частично признанные государства |
Абхазия Абхазия Нагорно-Карабахская Республика Нагорно-Карабахская Республика Приднестровская Молдавская Республика Приднестровская Молдавская Республика Южная Осетия Южная Осетия Донецкая Народная Республика Донецкая Народная Республика Луганская Народная Республика Утратили независимость: Республика Гагаузия Республика Гагаузия Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия Республика Крым Республика Крым |
Международные организации |
СГРБ СНГ (ЭС МГБ ЗСТ) СНГ-2 ОДКБ Таможенный союз ЕЭП ЕАЭС ЕАС ГУАМ БА С другими странами: ВТО ШОС СДВ СГБМ ИСЮВЕ СРС ОЧЭС Тюркский совет ЦЕАСТ ЧБТР ЧВМГОВ ЧФДС ЕЭнС АСЕМ СБЕР АТПФ АПА ТюркПА С другими странами, основаны до распада СССР: ЕС (Восточное партнёрство INOGATE TRACECA Инициатива Баку) ОЭС ВБ (МБРР МФК МИГА МЦУИС МАР) СЕ НАТО (ПРМ СЕАП) ОБСЕ ОИС ДН ООН (СБ ЕЭК ВОЗ ЮНЕСКО МВФ) АТЭС ОЭСР ЕБРР ЦЕИ ЛС МС Франкофония |
постсоветское пространство вариантов, постсоветское пространство для, постсоветское пространство сериал, постсоветское пространство смыслов
СНГ похоже на голого короля. Дилемма проста: нужен ли ещё кому-то этот король? Не оказываемся ли мы в плену иллюзий, утверждая, что интеграция постсоветского пространства есть безусловное благо? Не является ли это следствием ностальгии по общему прошлому, усиленной комплексом имперской неполноценности? Нужна ли и выгодна ли России подобная интеграция?
Россия как монопольный субъект интеграции
Постсоветское пространство в своей долгой истории объединялось в двух формах - империи и советской федерации. Российская империя исторически была более устойчивым и долгосрочным образованием, хотя и не смогла решить задач гармоничной модернизации и преодоления исторической неодновременности своих составных частей. СССР как федерация оказался неустойчивым, асимметричным политическим компромиссом российского центра и этнических окраин, который разрешился закономерным распадом в контексте сочетания многих неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Следует честно признать необратимость разрыва исторической, социальной, экономической, культурной непрерывности, поддерживаемой Российской империей и СССР. Бывшие союзные республики всё более неодновременны в своих центробежных тенденциях. Среднеазиатские республики тяготеют к периферии капиталистической миросистемы, в то время как Прибалтика стремится найти своё «место с конца», но зато в центре этой системы.
Проблема интеграции заключается в том, что с позиций здравого смысла и рационального экономического расчёта никакой особой и явной выгоды для простых людей из постсоветских стран в данном процессе не просматривается. Однако условия интеграции любых проектов, выходящих за рамки сиюминутных выгод, требуют в качестве своего условия именно отказа от подобной логики прагматизма, признания её иррациональности с позиций неких больших целей и ценностей. Именно таким проектом потенциально является реинтеграция постсоветского пространства, не несущая немедленных и явных выгод её участникам, но вполне способная принести их будущим поколениям. Так как подобное объединение может попасть в мейнстрим мировой глобализации.
Следует признать, единственным потенциальным субъектом интеграции постсоветского пространства является Россия, таково её монопольное географическое положение, экономический вес и политические возможности. Но не оказываемся ли мы в плену иллюзий, утверждая, что интеграция постсоветского пространства есть безусловное благо? Не является ли это следствием ностальгии по общему прошлому, усиленной комплексом имперской неполноценности? Нужна ли и выгодна ли России подобная интеграция?
Например, инфраструктурное взаимодополнение и общие цепочки сложных производств экономик бывших республик были эффективны лишь в условиях экономической автаркии СССР от остального мира, когда в принципе не существовало других возможных экономических партнёров и поставщиков за пределами социалистического периметра. Альтернативного выбора у производителей и потребителей просто не было, либо он был крайне ограничен. Однако распад с отменой сложных сверхзадач и цепочек в советской экономике привнёс возможность выбора товаров, комплектующих, сырья, поставщиков на глобальном рынке. В результате многие из прежних производств рухнули, не выдержав конкуренции и потеряв монополию на рынок сбыта в пределах СССР.
Конечно, русский язык всё ещё сохраняется как формат общения на постсоветской территории, существуют общие транспортные и энергетические системы, культурные и исторические архетипы. Но стоит ли овчинка выделки, а отношения с постсоветским пространством каких-то особых преференций по сравнению с остальным миром? Что это может дать России «здесь и сейчас»? Может ли осуществляться интеграция на абсолютно равноправной основе либо Россия и постсоветские страны могут найти каждый для себя более выгодных партнёров и условия объединения, как это пытаются сделать Прибалтика и Грузия, Украина и Азербайджан?
Действительно, в Российской империи и в СССР создавались единые коммуникации, производственные, энергетические и инфраструктурные цепочки. Но в настоящее время политиками и экономистами всё более осознаётся тот факт, что индустриальная логика экономического взаимодополнения пространства СНГ, доставшаяся в наследство от СССР, оказывается скорее фантомом, чем эффективной реальностью в глобализированной экономике. Ложной оказывается и предпосылка о том, что возможную выгоду экономических обменов определяют выгодные соседские географические связи. Как только экономическое пространство СССР из автаркичного превратилось в открытое, оказалось, что старые соседи по Союзу всё менее нужны, а новые потребители и продавцы всегда готовы прийти к ним на смену.
Таким образом, хуже всего даже не растущие диспропорции экономических связей России со странами СНГ, с одной стороны, и остальным миром - с другой. Проблема в том, что большая часть российского экспорта - минеральные ресурсы и металлы, вывозимые для более высокого передела в более развитые экономики. Но аналогичная структура экспорта и у стран СНГ! Варьируется лишь вид ресурсов (нефть, газ, каменный уголь, руда, минеральные удобрения, металлы, лес), а также более высокая доля бывших советских республик в экспорте сельхозпродукции. Поэтому образуется не взаимодополнение экономик, основанное на мифах об общем прошлом и кумулятивности экономических инфраструктур, а прямая конкуренция за внешние рынки. Различные газовые, нефтяные, трансфертно-трубопроводные конфликты обретают характер политических, поскольку страны СНГ (Украина, Белоруссия, Грузия, Казахстан и др.) являются для России трансфертными по отношению к конечным потребителям в Европе и Азии.
В результате при нынешней структуре экономики и производства России и постсоветских стран интеграция на экономической основе не может быть ведущим фактором реального сближения. Что не исключает самой её возможности и эффективности, связанной с торговлей, обменом ресурсами, унификацией импортно-экспортных тарифов, созданием единых таможенных стандартов.
Реальная проблема в другом - нынешней России нечего предложить ближнему зарубежью в качестве универсальных правил игры, поскольку уровень мышления российских элит не вырастает выше «суверенной демократии» для крупных корпораций, контролирующих российскую «властесобственность». К тому же эти корпорации одновременно снимают сливки с экспорта минеральных ресурсов и любыми способами защищают свои экономические интересы. В результате стратегия сжимается до узко понимаемых национальных интересов, которые элиты часто отождествляют со своими собственными. Состояние российских элит, мыслящих исключительно тактически и прагматически, работает не в пользу интеграции постсоветского пространства как символического проекта, призванного повысить легитимность в том числе и российского политического режима.
На пространстве бывшего СССР любая реальная интеграция может являться только следствием восстановления взаимного доверия бывших союзных республик. Стратегическим решением может быть лишь установление взаимовыгодных долгосрочных правил игры, не зависящих от конфигураций элит, как в России, так и в постсоветских странах. Над СНГ довлеет его характер искусственной структуры, являющейся не реализацией желания исторически сложившихся стран к дальнейшей интеграции, но паллиативом, призванным подсластить горечь от распада СССР и отчасти компенсировать репутационные, политические и военно-стратегические потери России. По крайней мере на первых порах. Сейчас эта пора прошла и необходимо определиться: либо «развод» окончателен, либо бывшие республики осознали общие интересы и готовы восстановить объединённое пространство на неких более универсальных и эффективных началах, нежели те, которые привели к краху СССР.
Никакие искусственные границы и политическая воля не могут остановить объективные процессы глобализации. В мировой экономике, основанной на свободе движения капиталов и товаров, столь же естественной является свобода передвижения рабочей силы. Закрытые границы прямо противоречат аксиомам капитализма.
Либо в качестве третьего варианта признать, что двусторонние связи России с различными странами СНГ могут быть более эффективны, чем попытки воссоздания всё более расходящегося экономического, политического, культурного пространства, связанного на западе и востоке лишь Россией. Назревает необходимость интеграционного проекта, в рамках которого будут найдены решения для обозначенных противоречий. Представляется, что управлять интеграцией СНГ должны вне- и наднациональные организации. Интеграция должна начинаться с прозрачных правил, выгодных для всех в долгосрочной перспективе и независимых от конкретных политических игроков, именно этот вариант оказался оптимальным для ЕС.
Условие нового консенсуса - автономия его участников, независимый выбор без внешнего давления и общие интересы. Последнее на пространстве СНГ в новейшее время агрегировать труднее всего. Поскольку интересы всех новых государств, как правило, исходят из краткосрочных выгод действующих элит, путающих собственные выгоды с национальными интересами. Тем более что национальные элиты бывших республик не затем боролись за неподконтрольность и приватизацию активов, чтобы сдавать их результаты обратно как неким наднациональным структурам, так и собственным народам. В результате, как ни парадоксально, именно новые политэкономические элиты постсоветских стран наименее заинтересованы в возможном объединении.