Главная » Опорно-двигательная » Французские литераторы 19 века. Литературные направления и французские писатели XIX века

Французские литераторы 19 века. Литературные направления и французские писатели XIX века

Известные французские писатели сделали неоценимый вклад в мировую литературу. От экзистенциализма Жан-Поль Сартра до комментариев об обществе Флобера, Франция хорошо известна явлением миру примеров литературных гениев. Благодаря множеству известных высказываний, которые цитируют мастеров литературы из Франции, существует большая вероятность того, что вы очень хорошо знакомы, или по крайней мере слышали, о произведениях французской литературы.

На протяжении веков многие великие литературные произведения появлялись во Франции. Хотя этот список вряд ли всеобъемлющ, он содержит некоторых из величайших литературных мастеров, которые когда-либо жили. корее всего вы что вы читали или хотя бы слышали об этих известных французских писателях.

Оноре де Бальзак, 1799-1850

Бальзак - французский писатель и драматург. Одна из его самых известных работ «Человеческая комедия», стала его первым реальным вкусом успеха в литературном мире. На самом деле, его личная жизнь стала больше попыткой попробывать что-то и потерпеть неудачу чем реальным успехом. Он, по мнению многих литературных критиков, считается одним из «отцов-основателей» реализма, потому что «Человеческая комедия» была комментарием всех аспектов жизни. Это - собрание всех работ, которые он написал под своим именем. Отец Горио часто приводится в курсах французской литературы как классический пример реализма. История Короля Лир, произошедшая в 1820-х годах в Париже, книга «Отец Горио» является Бальзаковским отражением общества, любящего деньги.

Сэмюэл Беккет, 1906-1989

Сэмюэл Беккет на самом деле ирландец, однако, он в большей частью писал на французском, потому что жил в Париже, переехав туда в 1937 году. Он считается последним великим модернистом и некоторые утверждают, что он - первый постмодернист. Особенно выдающимся в его личной жизни было учестие во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны, когда он находился под немецкой оккупацией. Хотя Беккет много издавался, он больше всего своим театром абсурда, изображенном в пьесе En attendant Godot (В ожидании Годо).

Сирано де Бержерак, 1619-1655

Сирано де Бержерак больше всего известный по пьесе, которая была написана о нем Ростаном под названием «Сирано де Бержерак». Пьесу ставили и по ней снимали фильмы много раз. Сюжет хорошо знаком: Сирано любит Роксану, но прекращает ухаживания за ней чтобы от имени своего не столь красноречивого друга читать ей свои стихи. Ростан скорее всего приукрашает реальные характеристики жизни де Бержерака, хотя тот действительно был феноменальным фехтовальщиком и восхитительным поэтом.

Можно сказать, что его поэзия более известна, чем пьеса Ростана. По описаниям он имел чрезвычайно большой нос котором очень гордился.

Альбер Камю, 1913-1960

Альбер Камю - автор алжирского происхождения, который получил Нобелевскую премию по литературе в 1957 году. Он был первым африканцем, который такого достиг, и вторым самым молодым писателем в истории литературы. Несмотря на то, что его связывают с экзистенциализмом, Камю отвергает любые ярлыки. Самые известные его два романа абсурда: L"Étranger (Незнакомец) и Le Mythe de Sisyphe (Миф о Сизифе). Он был, пожалуй, больше всего известен как философ и его работы - отображение жизни того времени. На самом же деле он хотел стать футболистом, но заболел туберкулезом в возрасте 17 лет и был прикован к постели в течение длительного периода времени.

Виктор Гюго, 1802-1885

Виктор Гюго назвал бы себя прежде всего гуманистом, который использовал литературу для описания словий жизни человека и несправедливости общества. Обе эти темы легко просматриваются в двух его самых известных работах: Les misèrables (Отверженные), и Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери известно так же по популярному названию - Горбун из Нотр-Дама).

Александр Дюма, отец 1802-1870

Александр Дюма считается самым читаемым автором в французской истории. Он известен своими историческими романамы, которые описывают опасные приключения героев. Дюма был плодовитым в писательстве и многие из его рассказыв пересказывают и сегодня:
Три мушкетера
Граф Монтекристо
Человек в железной маске

1821-1880

Его первый опубликованный роман, Мадам Бовари, стал, пожалуй, самой известной его работой. Первоначально он был опубликован в виде серии новел, а французские власти подали судебный иск против Флобера за безнравственность.

Жюль Верн, 1828-1905

Жюль Верн особенно известен потому являлся одним из первых авторов, писавших научную фантастику. Многие литературные критики даже считают его одним из отцов-основателей жанра. Он написал много романов, вот некоторые из наиболее известных:
Двадцать тысяч лье под водой
Путешествие к центру Земли
Вокруг света за 80 дней

Другие французские писатели

Мольер
Эмиль Золя
Стендаль
Жорж Санд
Мюссе
Марсель Пруст
Ростан
Жан-Поль Сартр
Мадам де Скюдери
Стендаль
Сюлли-Прюдом
Анатоль Франс
Симона де Бовуар
Шарль Бодлер
Вольтер

Во Франции литература была, и продолжает быть, движущей силой философии. Париж - благодатная почва для новых идей, философий и движений, которые когда либо видел мир.

Известные французские писатели

Известные французские писатели сделали неоценимый вклад в мировую
литературу. От экзистенциализма Жан-Поль Сартра до комментариев об
обществе Флобера, Франция хорошо известна явлением миру примеров
литературных гениев. Благодаря множеству известных высказываний, которые
цитируют мастеров литературы из Франции, существует большая вероятность
того, что вы очень хорошо знакомы, или по крайней мере слышали, о
произведениях французской литературы.

На протяжении веков многие великие литературные произведения появлялись
во Франции. Хотя этот список вряд ли всеобъемлющ, он содержит некоторых
из величайших литературных мастеров, которые когда-либо жили. Скорее
всего вы что вы читали или хотя бы слышали об этих известных французских
писателях.

Оноре де Бальзак, 1799-1850

Бальзак - французский писатель и драматург. Одна из его самых известных
работ «Человеческая комедия», стала его первым реальным вкусом успеха в
литературном мире. На самом деле, его личная жизнь стала больше попыткой
попробывать что-то и потерпеть неудачу чем реальным успехом. Он, по
мнению многих литературных критиков, считается одним из
«отцов-основателей» реализма, потому что «Человеческая комедия» была
комментарием всех аспектов жизни. Это - собрание всех работ, которые он
написал под своим именем. Отец Горио часто приводится в курсах
французской литературы как классический пример реализма. История Короля
Лир, произошедшая в 1820-х годах в Париже, книга «Отец Горио» является
Бальзаковским отражением общества, любящего деньги.

Сэмюэл Беккет, 1906-1989

Сэмюэл Беккет на самом деле ирландец, однако, он в большей частью писал
на французском, потому что жил в Париже, переехав туда в 1937 году. Он
считается последним великим модернистом и некоторые утверждают, что он -
первый постмодернист. Особенно выдающимся в его личной жизни было
учестие во французском Сопротивлении во время Второй мировой войны,
когда он находился под немецкой оккупацией. Хотя Беккет много издавался,
он больше всего своим театром абсурда, изображенном в пьесе En attendant
Godot (В ожидании Годо).

Сирано де Бержерак, 1619-1655

Сирано де Бержерак больше всего известный по пьесе, которая была
написана о нем Ростаном под названием «Сирано де Бержерак». Пьесу
ставили и по ней снимали фильмы много раз. Сюжет хорошо знаком: Сирано
любит Роксану, но прекращает ухаживания за ней чтобы от имени своего не
столь красноречивого друга читать ей свои стихи. Ростан скорее всего
приукрашает реальные характеристики жизни де Бержерака, хотя тот
действительно был феноменальным фехтовальщиком и восхитительным поэтом.
Можно сказать, что его поэзия более известна, чем пьеса Ростана. По
описаниям он имел чрезвычайно большой нос котором очень гордился.

Альбер Камю, 1913-1960

Альбер Камю - автор алжирского происхождения, который получил
Нобелевскую премию по литературе в 1957 году. Он был первым африканцем,
который такого достиг, и вторым самым молодым писателем в истории
литературы. Несмотря на то, что его связывают с экзистенциализмом, Камю
отвергает любые ярлыки. Самые известные его два романа абсурда:
L"Étranger (Незнакомец) и Le Mythe de Sisyphe (Миф о Сизифе). Он был,
пожалуй, больше всего известен как философ и его работы - отображение
жизни того времени. На самом же деле он хотел стать футболистом, но
заболел туберкулезом в возрасте 17 лет и был прикован к постели в
течение длительного периода времени.

Виктор Гюго, 1802-1885

Виктор Гюго назвал бы себя прежде всего гуманистом, который использовал
литературу для описания словий жизни человека и несправедливости
общества. Обе эти темы легко просматриваются в двух его самых известных
работах: Les misèrables (Отверженные), и Notre-Dame de Paris (Собор
Парижской Богоматери известно так же по популярному названию - Горбун из
Нотр-Дама).

Александр Дюма, отец 1802-1870

Александр Дюма считается самым читаемым автором в французской истории.
Он известен своими историческими романамы, которые описывают опасные
приключения героев. Дюма был плодовитым в писательстве и многие из его
рассказыв пересказывают и сегодня:
Три мушкетера
Граф Монтекристо
Человек в железной маске
Щелкунчик (прославившийся через балетную версию Чайковского)

Гюстав Флобер 1821-1880

Его первый опубликованный роман, Мадам Бовари, стал, пожалуй, самой
известной его работой. Первоначально он был опубликован в виде серии
новел, а французские власти подали судебный иск против Флобера за
безнравственность.

Жюль Верн 1828-1905

Жюль Верн особенно известен потому являлся одним из первых авторов,
писавших научную фантастику. Многие литературные критики даже считают
его одним из отцов-основателей жанра. Он написал много романов, вот
некоторые из наиболее известных:
Двадцать тысяч лье под водой
Путешествие к центру Земли
Вокруг света за 80 дней

Другие французские писатели

Есть еще много других великих французских писателей:

Мольер
Эмиль Золя
Стендаль
Жорж Санд
Мюссе
Марсель Пруст
Ростан
Жан-Поль Сартр
Мадам де Скюдери
Стендаль
Сюлли-Прюдом
Анатоль Франс
Симона де Бовуар
Шарль Бодлер
Вольтер

Во Франции литература была, и продолжает быть, движущей силой философии.
Париж - благодатная почва для новых идей, философий и движений, которые
когда либо видел мир.

Девятнадцатый век.

Девятнадцатый век. На рубеже 18–19 вв. в европейской культуре происходят небывалые изменения, характеризующие наступление «эпохи современности» (в противоположность «классической» эпохе). Формируется идеология культурного релятивизма, воплотившаяся в романтизме. Географическая относительность, «экзотизм», влечение к чужим культурам появляется уже на ранней стадии развития течения. Позже романтиков начинают привлекать «неклассические» цивилизации прошлого: поколение 1830 – средневековье, Т.Готье – барочный 17 в. Романтики обращаются к фольклору, народной культуре, признавая тот факт, что мышление и творчество неодинаковы даже в пределах одной современной нации. Так, вместе с «массовой культурой» (жанры романа-фельетона, карикатуры, мелодрамы) возникает идея социальной относительности. Все эти представления так или иначе отражены в трактатах А.Л.Ж.де Сталь (1766–1817) (О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями, 1800; О Германии, 1813). В ее романах (Дельфина, 1802; Коринна, или Италия, 1807) романтические идеи сочетаются с просветительскими и сентименталистскими – такое соседство и противостояние внутри него очень характерно для французской литературы, развитие которой происходит в постоянных столкновениях полярных литературных и идеологических течений. В Коринне г-жа де Сталь предваряет тему несовместимости художника и общества, одну из центральных тем романтической литературы. Другой важнейший образ – «сына века» – одним из первых создает Ф.Р. де Шатобриан (1768–1848) (Рене, 1802). Образ разочарованного современника, меланхолического юноши, подверженного «болезни века», стал чрезвычайно популярным во французской литературе (Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, 1770–1846; Адольф (опубл. 1815) Б.Констана, 1767–1830).

Первые теоретические тексты романтиков появлялись в их периодике, выходившей небольшими тиражами («Лё консерваттер литерер», 1819–1821; «Ля мюз франсез», 1823–1824; «Ле Леттр шампенуаз»,1817–1825; «Лез аналь де ля литератюр э дез ар», 1820–1829). Полемические очерки Стендаля (1783–1842), вошедшие в книгу Расин и Шекспир (1823–1825), направлены против эпигонов классицизма, защищают принципы «романтического», т.е. современного искусства. Однако авторитет классицистической традиции был окончательно поколеблен лишь к концу 1820-х. Сложившиеся к тому времени представления писателей-романтиков резюмировал В.Гюго (1802–1885) в предисловии к драме Кромвель (1827), которое стало манифестом французского романтизма. В нем автор теоретически обосновывал местный колорит, гротеск и контраст в целях рельефного противопоставления «добра» и «зла», а также объявлял войну классицизму и всему придворно-аристократическому искусству. Французский романтизм обрел законченные формы поздно: общенациональным явлением он становится лишь в 1820-е и только с конца их и в течение 30-х возникают шедевры так называемого высокого романтизма.

Французский романтизм отличается «посюсторонностью» художественного мира. Фантастика появляется лишь с 1820-х в повестях Ш.Нодье (1780–1844) и позже – у Готье (1811–1872) (Ножка мумии, 1840; Аррия Марцелла, 1852). Более органично развивается мифологическая линия, связанная с религиозной символикой: апология христианства Шатобриана (Гений христианства, 1802), религия в поэзии Ламартина. Однако чаще всего прозаические произведения начинаются «исповедями», автопортретами исторической, но и современной личности, имя которой вплоть до 1830-х выносится в заглавие (Индиана (1832), Валентина (1832), Лелия (1833), Жак (1834) Ж. Санд, 1804–1876, и др.). Интерес к гениальной, бунтарской личности (напр., художника) появляется лишь начиная с 20-х гг., в эпоху высокого романтизма. И все же герои типа Сбогара (Жан Сбогар (1818)) Нодье или Моисея в лирике Виньи выглядят скорее исключением. Поэтические натуры зачастую предстают иностранцами – от Живописца из Зальцбурга (1803) Нодье до Чаттертона (1835) Виньи и героев Ж.Санд. Тема отношений поэта и искусства с обществом обострилась лишь в 30-е. Бытовые реалии, напротив, охотно включаются ими в трагически серьезное произведение – может быть потому, что такого смешения не принимала классическая эстетика. Уже в 1820-е распространяются «физиологии», нравоописательные очерки, которыеые стремились к дагерротипному воспроизведению быта (Физиология вкуса (1826) Б.Саварена; очерки Ш.Филипона). В многотомном издании Французы в их собственном изображении (1840–1842) приняли участие Бальзак, Дюма, Ж.Жанен.

С новой эпохой истории Франции и французского романтизма – Реставрацией (1814–1830) – связана эволюция таких писателей как А.де Ламартин (1790–1869), А.де Виньи (1797–1863), В.Гюго. Начало 1820-х ознаменовалось расцветом лирических жанров. В поэтических произведениях Ламартина, Виньи (Поэмы, 1822; Смерть волка, 1843) рассказывается история современных авторам романтических сердец. В лирике Ламартина, звезды 1820-х, чувствуется влияние поэтики предыдущего века (сб. Поэтические размышления, 1820; Новые размышления, 1823; Поэтические и религиозные созвучия, 1830). Гюго проявляет себя как мастер звучания стиха (сборник Оды и разные стихотворения, 1822). Его поздние поэтические опыты (эпический цикл Легенда веков, 1859–1883; Грозный год, 1872) стали итогом развития романтической поэзии. В 1823 Гюго пробует себя в прозе (исторический роман Гай-Исландец).

Французский исторический роман 1820-х складывался под влиянием В.Скотта. Однако английский романист для сохранения правдоподобия создал двойную интригу, которая никак не могла прижиться во Франции. Писатели по-разному решали эту проблему: соединяя историческое и романическое в одном герое, политике и любовнике (Сен-Мар (1826) А.де Виньи); беря за основу сюжета малоизвестное историческое событие (Шуаны (1829) О.де Бальзака, 1799–1850; Хроника времен Карла IX (1829) П.Мериме); отказываясь от воссоздания исторических событий, используя лишь колорит эпохи (Собор Парижской богоматери (1831) В.Гюго). После 1829 интерес к историческому роману падает, он возвратился только с романами А.Дюма-отца (Три мушкетера, 1844; Двадцать лет спустя, 1845; Королева Марго, 1845 и др.); на некоторое время современность становится популярным предметом изображения; повесть сменяет большую эпическую форму.

С публикации романа Ж.Жанена Мертвый осел и гильотинированная женщина в 1829 начинается короткий «неистовый» период во французском романтизме. Повести, насыщенные убийствами и неестественными страстями, публиковались в журналах «Ля Ревю де Пари» (1829–1845, 1851–1858) и «Ревю де дё монд» (с 1829). Примером такой повести была книга П.Бореля (1809–1859), называвшего себя ликантропом (волкочеловеком), – Шампавер. Безнравственные рассказы (1833). Марион Делорм (1831) и Лукреция Борджия (1831) Гюго, Антони (1831), Ричард Дарлингтон и др. драмы А.Дюма-отца (1802–1870), повести и рассказы Бальзака, Ж.Санд, Мериме, хроники Стендаля так или иначе соприкасаются с «неистовой» литературой. К «неистовым романтикам» иногда относят Ж.де Нерваля (1808–1855), который повесился при работе над редакцией новеллы Аурелия (1855), анализирующей безумие творца. Бесчинства и фантасмагория роднят стихотворные Песни Мальдорора (1868–1869) Лотреамона с прозой «неистовых романтиков». В одном из коллективных сборников «неистовых романтиков» (Коричневые рассказы опрокинутой головы, 1832) принял участие молодой Бальзак, который еще в 1820-х увлекался «черной» тематикой (Наследница Бирага, 1822; Клотильда Лузиньянская, 1822; Пират Аргоу, 1825 и др.)

Романтизм П.Мериме (1803–1870) отличается самоиронией и склонностью к мистификации (Театр Клары Газуль, 1825; Гузла, 1827). В новеллах 1830– 1840-х он отдает дань и фантастическим (новеллы Венера Илльская; Локис) и экзотическим (Матео Фальконе; Таманго; Кармен) сюжетам. Под пером Э.Сю (1804–1857) (Парижские тайны, 1842–1843; Вечный жид, т. 1–10: 1844–1845; Тайны народа, 1849–1857) и, позже, Ж.Верна (1828–1905) (Дети капитана Гранта, 1867–1868; 20000 лье под водой, 1869–1870; Таинственный остров, 1875 и др.) формируется приключенческая литература. С творчеством Сю (создававшего «роман для народа») и А.Дюма связано понятие «роман-фельетон» (роман «с продолжением», печатавшийся в периодике).

В театральной жизни борьба нового направления с традиционным искусством была наиболее напряженной. В предисловии к пьесе Рюи Блаз (1838) Гюго утверждал промежуточный жанр – драму, – различая комедию и трагедию по предмету изображения. Еще раньше, на премьере драмы Гюго Эрнани (февр. 1830), между зрителями состоялась настоящая битва за утверждение на сцене романтической драматургии. Сторонники Гюго боролись за смешение стилей – возвышенного и гротескного. Лирические комедии А.де Мюссе (1810–1857), автора популярных стихотворений, – противоположность пьесам Гюго. Их автор аполитичен, сюжет его пьес повествует о «болезни века», рефлексии и скептицизме, убийственных для героя (Веницианская ночь, 1830; Андреа дель Сарто, 1833; С любовью не шутят, 1834). Исключение составляет трагедия Лорензаччо (1834), где ставится проблема социально активного действия. История «опустошенного человека» и в то же время целого поколения рассказывается в романе Мюссе Исповедь сына века (1835). Мюссе входил в кружок «Сенанкль» (1827–1830), объединение романтиков, созданное Гюго и Ш.О.Сент-Бёвом (1804–1869). Известный поначалу как стихотворец и прозаик (Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма, 1829), последний стал самым влиятельным литературным критиком 19 в. Сент-Бёв впервые высказал мысль о непосредственной связи между произведением и жизнью писателя, ее историческим временем.

Французский роман пер. пол. 19 в. испытывал сильное влияние драмы. Театральными приемами пользовались самые разные писатели – от Бальзака до П.Ш.де Кока (1793–1871), автора фривольных комических романов. В 1830-е господствовали два типа романной композиции: драматическая и хроникальная. Бальзак сосредоточился на первой, ибо в ней акцент переносится с главного события, катастрофы, на процесс, ее подготавливающий. Опираясь на достижения современной науки, Бальзак в Предисловие (1842) к Человеческой комедии (1829–1848) описывает общество как сложный, исторически сложившийся организм. Писатель должен стать историком, хронистом, аналитиком человеческих страстей и характеров, знатоком нравов различных сословий, чтобы создать многообразную человеческую типологию. В рецензии на Пармскую обитель (1839) Стендаля, в Этюде о господине Бейле (1838) писатель высказал суждения о важности психологического анализа в искусстве. Эти размышления принято считать манифестами «реализма», постромантического направления в литературе, берущего начало в прозе Бальзака (Шагреневая кожа, 1830–1831; Отец Горио, 1834–1835 и др., позже объединенные в Человеческую комедию) и Стендаля (Красное и Черное, 1831; Пармская обитель, 1839). Для них герой, чаще всего современник, может и должен быть описан в социальной и исторической «среде» своего существования. Характеры даны этими писателями в конкретном политическом и общественном фоне. Предметом искусства может стать любое явление действительности, но только при условии, что оно будет познано в общих своих закономерностях, предполагающих социальный и биологический детерминизм. Более узкую концепцию метода содержат манифесты 1850–1860-х Шанфлёри (1821–1889) (сборник теоретических работ и статей Реализм, 1857) и его последователя Л.Э.Дюранти (1833–1880) (цикл статей в журнале «Реализм», 1856–1857), которые отказывались от типизации, тяготея к фактографическому копированию увиденного. Использование несобственно-прямой речи в повествовании Г.Флобера (1821–1880) исключает из него эксплицированную точку зрения автора (Госпожа Бовари, 1857). Одним из ключевых факторов повествования у Флобера становится театральность, зрелищность. Флобер не наделяет героиню «господствующей страстью» (в отличие от Стендаля, Бальзака, Ж.Санд), поэтому реакция героя на воздействие сатирически изображенной среды менее предопределена, более неожиданна.

С литературно-критической деятельностью братьев Гонкуров и Э.Золя связано зарождение натурализма во французской литературе. Братья Гонкуры, Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870), провозгласили (предисловие к роману Жермини Ласерте, 1865) «новый реализм», основанный на зарисовках с «натуры», строгом наблюдении и фиксации объективных фактов. Новый тип «научного» романа создал, по их мнению, Бальзак, утверждавший, что он историк, а не романист. Изучение истории необходимо им для создания психологического правдоподобия, «впечатления правды о человеке», который в любой исторической эпохе остается современником читателя. Познакомившись с теорией Шанфлёри, критическими статьями И.Тэна (1828–1893) (История английской литературы, 1863) и романами своих современников (особенно Флобера), Э.Золя (1840–1902) формулирует принципы натурализма и «научного романа» (предисловие ко второму изданию романа Тереза Ракен, 1867; сборник Экспериментальный роман, 1880). Натурализм должен изображать драму современной жизни, используя «физиологическое» описание темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств; язык прозы должен отличаться искренностью, ясностью и естественностью. Теория социальной и биологической (наследственность) обусловленности характера иллюстрируется серией романов Ругон-Маккара (1871–1893) Золя. К нач. 1880-х натурализм становится основным творческим принципом писателей постфлоберовского поколения, а также молодых авторов, объединившихся вокруг Золя (Ж.К.Гюисманс, 1848–1907; А.Доде, 1840–1897; Г.де Мопассан, 1850–1893 и др.) Под его патронажем последние напечатали сборники новелл Меданские вечера (1880). Г.де Мопассан в предисловии к роману Пьер и Жан (1887–1888) писал, что действительность изображенная не должна быть более захватывающей и удивительной, чем действительность жизненная. В новеллах Мопассана, непревзойденных по технике, автор колеблется между меланхолией и сарказмом, отказываясь давать оценку свершающимся событиям.

К целостному восприятию мироздания стремились поэты предсимволистской эпохи. В лирике Ж.де Нерваля ощущается его одушевленность и всеединство (именно ими упоен поэт, а не собственными, как романтики, переживаниями – Золотые стихи, 1845), возникает символическая многозначность образов. Цветы зла (1857) Ш.Бодлера (1821–1867) намечают путь поэта-романтика к символизму. Красота и совершенство предстают в его стихах независимо от этического содержания предмета. Поэт становится лишь посредником-медиатором между природой и людьми. Сборник Т.Готье Эмали и камеи (1852) проложил дорогу литературной группе «парнасцев». В сер. 1850-х Ш.Р.М.Леконт де Лиль (1818–1894) старался точно, бесстрастно, в отличие от нагнетавших страсти романтиков, воссоздавать древнюю историю, «слышать голоса прежних цивилизаций». От натуралистических течений постромантизма его позицию отличает проповедь невозмутимости стихотворца, стремление добиться наивысшего выражения своего «я». Искусство не может иметь практической цели. Задачу поэта, если она и есть, де Лиль полагает в создании Прекрасного с помощью сложных комбинаций поэтических строк, цветов и звуков, с помощью чувств, размышлений, науки и фантазии (предисловия к Античным стихотворениям, 1852). Леконт де Лиль воплотил идеальный образ парнасца (Варварские стихотворения, 1862; Трагические стихотворения, 1884). В сборнике Новые стихотворения (1866) опубликовали свои стихи около 40 поэтов, в том числе Леконт де Лиль, Ш.Бодлер, С.Малларме (1842–1898), Т.Готье, Ж.М.Эредиа (1842–1905), Т.де Банвиль (1823–1891), молодые П.Верлен (1844–1896) и Ф.Э.Ж. Коппе (1842–1908). Т.де Банвиль утверждал, что искусство и мастерство изображения – одно и то же (Небольшой трактат о французской поэзии, 1872). Парнасцы существовали как относительно монолитная группа вплоть до появления групп «Гнусные дяди» и зютистов (от фр. «Zut!» – «Черт возьми!»), которых представляли Ш.Кро (1842–1888) и Т.Корбьер (1845–1875). Обе группы стремились возмущать и раздражать читателей, одновременно создавая новые поэтические формы. К кон. 1880-х эстетика «Парнаса» существенно устарела, уступив место новым течениям.

Стихотворения П.Верлена Поэтическое искусство (1874) и сборник А.Рембо Озарения (1872– 1873, особенно сонет Гласные, 1872) провозгласили своим манифестом символисты. Оба поэта испытали влияние Бодлера, но воплотилось оно по-разному. Верлен, поэт-импрессионист по преимуществу, стремился к «искусному опрощению» (Г.К.Косиков) поэтического языка. Между «душой» и «природой» в его пейзажной лирике (сборник Романсы без слов, 1874) устанавливается отношения не параллелизма, но тождества. В свои стихи Верлен ввел жаргон, просторечия, провинциализмы, фольклорные архаизмы и даже языковые неправильности. Именно он предварил символистский верлибр, который открыл А.Рембо. Он призывал дать волю ничем не сдерживаемой игре воображения, старался достичь состояния «ясновидения» путем «расстройства всех своих чувств». Именно он обосновал возможность «темной», суггестивной поэзии, предвосхищая творчество С.Малларме.

История символизма как оформленного поэтического направления начинается в 1880, когда С.Малларме открыл у себя дома литературный салон, где собирались молодые поэты – Р.Гиль (1862–1925), Г.Кан (1859–1936), А.Ф.Ж.де Ренье (1864–1936), Франсис Вьеле-Гриффен (1864–1937) и др. В 1886 программной для символистов акцией стала публикация восьми Сонетов к Вагнеру (Верлен, Малларме, Гиль, С.Ф.Мерриль, Ш.Морис, Ш.Винье, Т.де Визева, Э.Дюжарден). В статье Литературный манифест. Символизм (1886), программном документе движения, Ж.Мореас (1856–1910) пишет, что символистская поэзия пытается «одеть Идею в осязаемую формулу». В это же время выходят первые поэтические сборники, ориентированные на символистскую поэтику: Кантилены (1886) Ж.Мореаса; Успокоение и Ландшафты (1886, 1887) А.де Ренье и др. В кон. 1880-х происходит подъем символизма (Утехи (1889) Ф.Вьеле-Гриффена; Стихотворения в старинном и рыцарском духе (1890) А.де Ренье). После 1891 символизм входит в моду, это размывает границы сообщества. Эзотеризм и мистицизм некоторых поэтов (Великие посвященные (1889) Э.Шюре) вызывают реакцию со стороны других. (Французские баллады (1896) П.Фора, 1872–1960; Ясность жизни (1897) Вьелле-Гриффена; От утреннего Благовеста до вечернего (1898) Ф.Жамма, 1868–1938), стремящихся к непосредственности и искренности в поэзии. В стилизациях П.Луи дает знать о себе эстетизм (Астарта, 1893; Песни Билитис, 1894); Р.де Гурмон (1858–1915) играет индивидуалиста и имморалиста (Иероглифы, 1894; Дурные молитвы, 1900). На рубеже 19–20 вв. символистское движение распадается на отдельные школы-однодневки («натюризм», «синтетизм», «пароксизм», «эзотеризм», «гуманизм» и т.п.). Отдельным явлением в драматургии кон. 19 в. стала романтическая пьеса Э.Ростана (1868–1918) Сирано де Бержерак (1897).

Символизм, как мировоззрение проявивший себя сначала в лирике, быстро проник в драматургию. Здесь он, как и в литературе кон. 19 в. в целом, противостоял натурализму и позитивистскому мировидению. Наиболее востребован постановщиками был бельгийский драматург М.Метерлинк, его пьесы преобразили театральный репертуар 1890-х (Слепые, 1890; Пеллеас и Мелисанда, 1893; Там, внутри, 1895). Традиции символизма отчасти были продолжены в журнале «Ля Фаланж» (1906–1914) и «Вер э проз» (1905–1914) и во многом определил прозаические эксперименты нач. 20 в., повлиял на формальные поиски поэтов модернистских направлений. Очевидно влияние их на творчество П.Валери и П.Клоделя.

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.

Французские писатели - одни из самых ярких представителей европейской прозы. Многие из них - признанные романы и повести которых послужили основой для формирования принципиально новых художественных течений и направлений. Безусловно, современная мировая литература многим обязана Франции, влияние писателей этой страны распространяется далеко за ее пределы.

Мольер

Французский писатель Мольер жил в XVII веке. Его настоящее имя - Жан-Батист Поклен. Мольер - театральный псевдоним. Он родился в 1622 году в Париже. В юности учился на юриста, но в результате актерская карьера привлекла его больше. Со временем у него появилась собственная труппа.

В Париже он дебютировал в 1658 году в присутствии Людовика XIV. Большой успех имел спектакль "Влюбленный доктор". В Париже он берется за написание драматических произведений. За 15 лет он создает свои лучшие пьесы, которые нередко вызывали ожесточенные нападки со стороны окружающих.

Одна из его первых комедий под названием "Смешные жеманницы" впервые была поставлена на сцене в 1659 году.

Она рассказывает про двух отвергнутых женихов, которых холодно принимают в доме буржуа Горжибюса. Они решают отомстить и проучить капризных и жеманных девушек.

Одна из самых известных пьес французского писателя Мольера называется "Тартюф, или Обманщик". Она была написана в 1664 году. Действие этого произведения разворачивается в Париже. В доверие к состоятельному хозяину дома Оргону втирается Тартюф, скромный, ученый и бескорыстный человек.

Окружающие Оргона пытаются ему доказать, что Тартюф не так прост, каким себя выставляет, но хозяин дома никому не верит, кроме своего нового друга. Наконец, истинная сущность Тартюфа проявляется, когда Оргон поручает ему хранение денег, переписывает на него свои капиталы и дом. Только благодаря вмешательству короля удается восстановить справедливость.

Тартюфа наказывают, а Оргону возвращают имущество и дом. Эта пьеса сделала Мольера самым известным французским писателем своего времени.

Вольтер

В 1694 году в Париже родился еще один знаменитый французский писатель - Вольтер. Интересно, что, как и у Мольера, у него был псевдоним, а его настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ.

Он появился на свет в семье чиновника. Образование получил в иезуитском колледже. Но, как и Мольер, оставил юриспруденцию, сделав выбор в пользу литературы. Карьеру начал при дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника. Вскоре оказался в заключении. За сатирические стихи, посвященные регенту и его дочери, его заключили в Бастилию. Позже ему не раз приходилось страдать за свой своевольный литературный нрав.

В 1726 году французский писатель Вольтер уезжает в Англию, где три года посвящает изучению философии, политики и наук. Вернувшись, пишет за которые издателя сажают в тюрьму, а Вольтеру удается бежать.

Вольтер, в первую очередь, известный французский писатель-философ. В своих трудах он неоднократно критикует религию, что было неприемлемо для того времени.

Среди самых известных произведений этого писателя по французской литературе нужно выделить сатирическую поэму "Орлеанская девственница". В ней Вольтер в комическом ключе представляет успехи Жанны д´Арк, высмеивает придворных и рыцарей. Умер Вольтер в 1778 году в Париже, известно, что долгое время он переписывался с русской императрицей Екатериной II.

Французский писатель 19 века Оноре де Бальзак родился в городке Тур. Его отец разбогател на перепродаже земли, хоть и был крестьянином. Он хотел, чтобы Бальзак стал юристом, но он отказался от юридической карьеры, целиком посвятив себя литературе.

Первую книгу под своим именем он опубликовал в 1829 году. Это был исторический роман "Шуаны", посвященный Великой французской революции 1799 года. Славу ему приносит повесть "Гобсек" про ростовщика, для которого скупость превращается в манию, и роман "Шагреневая кожа", посвященный столкновению неискушенного человека с пороками современного общества. Бальзак становится одним из любимых французских писателей того времени.

Замысел главного труда его жизни приходит к нему в 1831 году. Он решает создать многотомное произведение, в котором отразит картину нравов современного ему общества. Этот труд он впоследствии назовет "Человеческой комедией". Это философская и художественная история Франции, созданию которой он посвящает всю свою оставшуюся жизнь. Французский писатель, автор "Человеческой комедии" включает в него многие ранее написанные произведения, некоторые специально перерабатывает.

Среди них уже упоминавшийся "Гобсек", а также "Тридцатилетняя женщина", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Евгения Гранде", "Утраченные иллюзии", "Блеск и нищета куртизанок", "Сарразин", "Лилия долины" и многие другие произведения. Именно как автор "Человеческой комедии" французский писатель Оноре де Бальзак остается в истории мировой литературы.

Среди французских писателей 19 века выделяется еще и Виктор Гюго. Одна из ключевых фигур французского романтизма. Он появился на свет в городке Безансоне в 1802 году. Писать начал в 14 лет, это были стихи, в частности, Гюго переводил Вергилия. В 1823 году опубликовал свой первый роман под названием "Ган Исландец".

В 30-40-е года XIX века работа французского писателя В. Гюго была тесно связана с театром, также он выпускал поэтические сборники.

Среди его самых известных произведений роман-эпопея "Отверженные", который заслуженно считается одной из самых великих книг всего XIX столетия. Его главный герой экс-каторжанин обозленный на все человечество, возвращается с каторги, где провел 19 лет из-за кражи хлеба. Он оказывается у католического епископа, который полностью меняет его жизнь.

Священник относится к нему с уважением, а когда Вальжан обворовывает его, прощает и не выдает властям. Человек, принявший и пожалевший его, так потряс главного героя, что он решает основать фабрику по изготовлению изделий из черного стекла. Становится мэром небольшого города, для которого фабрика превращается в градообразующее предприятие.

Но когда он все же оступается, на его поиски бросается французская полиция, Вальжан вынужден скрываться.

В 1831 году вышло еще одно знаменитое произведение французского писателя Гюго - роман "Собор Парижской Богоматери". Действия разворачиваются в Париже. Главный женский персонаж - цыганка Эсмеральда, которая своей красотой сводит с ума всех окружающих. Тайно в нее влюблен священник собора Парижской Богоматери Очарован девушкой и его воспитанник горбун Квазимодо, который работает звонарем.

Сама девушка хранит верность капитану королевских стрелков Фебу де Шатоперу. Ослепленный ревностью, Фролло ранит Феба, обвиняемой становится сама Эсмеральда. Ее приговаривают к смертной казни. Когда девушку приводят на площадь, чтобы повесить, за этим наблюдают Фролло и Квазимодо. Горбун, понимая, что именно священник виновен в ее бедах, сбрасывает его с вершины собора.

Рассказывая о книгах французского писателя Викторя Гюго, нельзя не упомянуть про роман "Человек, который смеется". Писатель его создает в 60-х годах XIX века. Его главный герой Гуинплен, которого в детстве изуродовали представители преступного сообщества торговцев детьми. Судьба Гуинплена очень похожа на историю Золушки. Из ярмарочного артиста он превращается в английского пэра. Кстати, действия разворачиваются в Британии на рубеже XVII-XVIII веков.

Известный французский писатель, автор повести "Пышка", романов "Милый друг", "Жизнь", Ги де Мопассан родился в 1850 году. Во время учебы он проявил себя как способный ученик, имеющий тягу к театральному искусству и литературе. Рядовым прошел франко-прусскую войну, работал чиновником в морском министерстве после того, как его семья разорилась.

Начинающий писатель сразу покорил общественность своей дебютной повестью "Пышка", в которой рассказал про полноватую проститутку по прозвищу Пышка, которая вместе с монахинями и представителями высших слоев общества выезжает из осажденного Руана во время войны 1870 года. Окружающие ее дамы поначалу относятся к девушке надменно, даже объединяются против, но когда у них кончается еда, охотно угощаются ее провизией, забыв про всякую неприязнь.

Главными темами творчества Мопассана стали Нормандия, Франко-прусская война, женщины (как правило, они становились жертвами насилия), собственный пессимизм. Со временем у него усиливается нервная болезнь, темы безысходности и депрессии все больше занимают его.

В России весьма популярен его роман "Милый друг", в котором автор рассказывает про авантюриста, которому удалось сделать блестящую карьеру. Примечательно, что герой не обладает никакими талантами, кроме природной красоты, благодаря которой покоряет всех окружающих дам. Он творит много подлостей, с которыми спокойно уживается, становясь одним из сильных мира сего.

Он родился в 1885 году в состоятельной семье евреев из Эльзаса, принявших католичество. Учился в Руанском лицее. Поначалу работал на суконной фабрике отца.

В годы Первой мировой войны был офицером связи и военным переводчиком. Первый успех к нему пришел в 1918 году, когда он опубликовал роман "Молчаливый полковник Брамбл".

Позже участвовал во французском Сопротивлении. Служил и во время Второй мировой. После того, как Франция капитулировала перед фашистскими войсками, уехал в США, в Америке он написал биографии генерала Эйзенхауэра, Вашингтона, Франклина, Шопена. Во Францию вернулся в 1946 году.

Помимо биографических произведений, Моруа славился как мастер психологического романа. Среди самых заметных книг этого жанра романы: "Семейный круг", "Превратности любви", "Мемуары", вышедшие в 1970 году.

Альбер Камю - известный французский писатель-публицист, которому было близко течение экзистенциализма. Камю родился в Алжире в 1913 году, который в то время был французской колонией. Отец погиб в Первую мировую, после этого с матерью жили в нищете.

В 30-е годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Увлекся социалистическими идеями, даже был членом Французской коммунистической партии, пока его не исключили, заподозрив в "троцкизме".

В 1940 году Камю заканчивает свое первое знаменитое произведение - повесть "Посторонний", которая считается классической иллюстрацией идей экзистенциализма. Рассказ ведется от имени 30-летнего француза по имени Мерсо, который живет в колониальном Алжире. На страницах повести происходят три главных события его жизни - смерть матери, убийство местного жителя и последовавший за этим суд, время от времени он заводит отношения с девушкой.

В 1947 году выходит самый известный роман Камю под названием "Чума". Это книга во многом является аллегорией на недавно побежденную в Европе "коричневую чуму" - фашизм. При этом сам Камю признавался, что вложил в этот образ зло вообще, без которого невозможно представить бытие.

В 1957 году Нобелевский комитет присудил ему премию по литературе за произведения, высветившие значение человеческой совести.

Знаменитый французский писатель Жан-Поль Сартр, как и Камю, был приверженцем идей экзистенциализма. Кстати, ему также была присуждена Нобелевская премия (в 1964 году), но Сартр от нее отказался. Он родился в Париже в 1905 году.

Проявил себя не только в литературе, но и в публицистике. В 50-е годы, работая в журнале "Новые времена", поддерживал желание алжирского народа обрести независимость. Выступал за свободу самоопределения народов, против пыток и колониализма. Французские националисты неоднократно ему угрожали, дважды взрывали его квартиру, расположенную в центре столицы, неоднократно боевики захватывали редакцию журнала.

Сартр поддерживал Кубинскую революцию, принял участие в студенческих волнениях в 1968 году.

Его самое известное произведение - роман "Тошнота". Он написал его еще в 1938 году. Перед читателем оказывается дневник некоего Антуана Рокантена, который ведет его с одной-единственной целью - докопаться до самой сути. Его беспокоят происходящие с ним перемены, в которых герой никак не может разобраться. Тошнота, которая время от времени одолевает Антуана, становится главным символом романа.

Вскоре после Октябрьской революции появилось такое понятие, как русско-французские писатели. Большое количество отечественных литераторов были вынуждены эмигрировать, многие нашли приют именно во Франции. Французским называют писателя Гайто Газданова, родившегося в Петербурге в 1903 году.

Во время Гражданской войны в 1919 году Газданов присоединился к добровольческой армии Врангеля, хоть ему и было в то время всего 16 лет. Служил солдатом на бронепоезде. Когда белая армия была вынуждена отступать, оказался в Крыму, оттуда на пароходе уплыл в Константинополь. В Париже обосновался в 1923 году, там провел большую часть своей жизни.

Судьба его складывалась непросто. Он работал мойщиком паровозов, грузчиком в порту, слесарем на заводе "Ситроен", когда не мог найти никакой работы, ночевал на улице, жил, как клошар.

При этом четыре года отучился на историко-филологическом университете в знаменитом французском университете Сорбонна. Даже став известным писателем, долго не имел финансовой состоятельности, был вынужден по ночам подрабатывать таксистом.

В 1929 году он выпустил свой первый роман под названием "Вечер у Клэр". Роман условно разделен на две части. В первой рассказывается о событиях, происходивших с героем до встречи с Клэр. А вторая часть посвящена воспоминаниям времен Гражданской войны в России, роман во многом автобиографичен. Тематическими центрами произведения выступают смерть отца главного героя, обстановка, которая царит в кадетском корпусе, Клэр. Одним из центральных образов является бронепоезд, который служит символом постоянного отъезда, стремлением всегда познавать что-то новое.

Интересно, что критики разделяют романы Газданова на "французские" и "русские". По ним можно отслеживать формирование творческого самосознания автора. В "русских" романах сюжет, как правило, основан на авантюрной стратегии, проявляется опыт автора-"путешественника", множество личных впечатлений и событий. Автобиографичные произведения Газданова - самые искренние и откровенные.

От большинства своих современников Газданов отличается лаконизмом, отказом от традиционной и классической романной формы, часто у него нет завязки, кульминации, развязки, четко выстроенного сюжета. При этом его повествование максимально приближено к реальной жизни, он охватывает множество психологических, философских, социальных и духовных проблем. Чаще всего Газданова интересуют не сами события, а то, как они изменяют сознание его персонажей, он пытается по-разному толковать одни и те же жизненные проявления. Его самые известные романы: "История одного путешествия", "Полет", "Ночные дороги", "Призрак Александра Вольфа", "Возвращение Будды" (после успеха этого романа к нему пришла относительная финансовая независимость), "Пилигримы", "Пробуждение", "Эвелина и ее друзья", "Переворот", который так и не был закончен.

Не менее популярны рассказы французского писателя Газданова, которым он в полной мере может себя называть. Это "Господин грядущего", "Товарищ Брак", "Черные лебеди", "Общество восьмерки пик", "Ошибка", "Вечерний спутник", "Письмо Иванова", "Нищий", "Фонари", "Великий музыкант".

В 1970 году у писателя обнаружили рак легких. Он стойко переносил недуг, большинство его знакомых даже не подозревали, что Газданов болен. Мало кто из близких людей знал, как ему приходилось тяжело. Умер прозаик в Мюнхене, был похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под французской столицей.

Немало популярных французских писателей среди современников. Пожалуй, самый известный среди ныне живущих - Фредерик Бегбедер. Он появился на свет в 1965 году под Парижем. Получил высшее образование в институте политических исследований, затем учился маркетингу и рекламе.

Начал работать в качестве копирайтера в крупном рекламном агентстве. Параллельно сотрудничал с журналами в качестве литературного критика. Когда его уволили из рекламного агентства, взялся за роман "99 франков", который принес ему мировой успех. Это яркая и откровенная сатира, обличавшая подноготную рекламного бизнеса.

Главный герой - сотрудник крупного рекламного агентства, отметим, что роман во многом автобиографичен. Он живет в роскоши, имея много денег, женщин, балуясь наркотиками. С ног на голову его жизнь переворачивается после двух событий, который заставляют главного героя по-другому взглянуть на окружающий мир. Это роман с самой красивой сотрудницей агентства по имени Софи и совещание в громадной молочной корпорации по поводу рекламного ролика, над которым он работает.

Главный герой решает взбунтоваться против системы, которая его же и породила. Он начинает саботировать свою собственную рекламную кампанию.

К тому времени Бегбедер уже выпустил две книги - "Воспоминания не образумившегося молодого человека" (название отсылает к роману Симоны де Бовуар "Мемуары благовоспитанной девицы"), сборник рассказов "Каникулы в коме" и роман "Любовь живет три года", впоследствии экранизированный, как и "99 франков". Причем в этом фильме Бегбедер сам выступил в роли режиссера.

Многие герои Бегбедера - сумасбродные прожигатели жизни, очень похожие на самого автора.

В 2002 году он выпустил роман "Окна в мир", написанный спустя ровно год после атаки террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Бегбедер пытается найти слова, которые способны выразить весь ужас надвигающейся реальности, которая оказывается страшнее самых невероятных голливудских фантазий.

В 2009 году он написал "Французский роман", автобиографическое повествование, в котором автора помещают в камеру предварительного заключения за употребления кокаина в общественном месте. Там он начинает вспоминать забытое детство, восстанавливая в памяти встречу своих родителей, их развод, свою жизнь со старшим братом. Между тем, арест продлевают, героя начинает обуревать страх, который заставляет его пересмотреть собственную жизнь и выйти из тюрьмы другим человеком, который вернул себе утраченное детство.

Одна из последних работ Бегбедера - роман "Уна и Сэлинджер", рассказывающий о любви знаменитого американского писателя, написавшего главную книгу тинэйджеров XX века "Над пропастью во ржи", и 15-летней дочерью знаменитого ирландского драматурга Уной О´Нил.

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.
Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

?? ?? ????????
Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.
произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Альфонс Доде
Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.
произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.

Ромен Роллан
Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.
произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер
Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.
произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.

Стендаль
Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.
произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта