Главная » Кровеносная » Традиционное общество. Этапы влияния общества на природную среду Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное общество. Этапы влияния общества на природную среду Соотношение современного и традиционного обществ

ВВЕДЕНИЕ

После первой мировой войны (1914-1918 гг.) началась интенсивная разработка более совершенных технологий производства товаров массового потребления. Так был создан фундамент современных развитых индустриальных обществ США, Японии Западной Европы и других развитых стран. Развитые индустриальные общества характеризуются следующими особенностями:

Многократно возросшими объемами потребления товаров, стимулируемыми хорошо развитой рекламой, благодаря которой формируются искусственно завышенные запросы;

Значительным увеличением зависимости производства от невозобновимых ресурсов, таких, как нефть, природный газ, уголь и различные металлы;

Переходом от использования природных материалов, которые обладают способностью разлагаться в природной среде, к синтетическим соединениям, многие из которых, попав в окружающую среду, разлагаются очень медленно;

Резким ростом душевого энергопотребления на транспорте, в промышленности и в сельском хозяйстве, а также при освещении, отоплении и охлаждении.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Наряду с многочисленными преимуществами, присущими индустриальным обществам, для них характерно как возникновение новых, так и обострение уже существующих экологических и ресурсных проблем. По масштабам распространения эти угрожающие благосостоянию человека проблемы можно подразделить на:

Локальные: загрязнение подземных вод токсичными веществами,

Региональные: повреждение лесов и деградация озер в результате атмосферных выпадений загрязнителей,

Глобальные: возможные климатические изменения вследствие увеличения содержания углекислого газа и других газообразных веществ в атмосфере, а также истощения озонового слоя.

Совокупное воздействие интенсивного сельского хозяйства, возросшей добычи полезных ископаемых и урбанизации значительно усилило деградацию потенциально возобновимых ресурсов - верхнего почвенного слоя, лесов, пастбищ, а также популяций диких животных и растений. Напомним, что точно такие же причины привели к гибели древних цивилизаций. Индустриализация значительно увеличила власть людей над природой и в то же время уменьшила численность населения, живущего в непосредственном контакте с ней. В результате люди, особенно в промышленно развитых странах, еще сильнее уверились в том, что их назначение состоит в покорении природы. Многие серьезные ученые убеждены, что, пока будет сохраняться подобное мироощущение, будут продолжать разрушаться и системы жизнеобеспечения Земли.

ПЕРИОДЫ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВА НА ПРИРОДУ

Масштаб антропогенных воздействий на природу позволяет с известной условностью наметить пять громадных периодов, каждый из которых характеризовался своей спецификой влияния общества на природу и природы на общество. Первый из них может быть назван эпохой первого экологического кризиса, т. е. начального разрушения экологического равновесия между обществом и природой. Этот кризис начался, похоже, с самых ранних этапов истории человечества и продолжался на всем протяжении развития охотничьего хозяйства. После него человечество перешло к земледелию и скотоводству, т. е. сделало следующий шаг в освоении природной среды. Если реакция среды на первый экологический кризис имела своим последствием исчезновение крупных млекопитающих, то освоение новых земель в связи со скотоводством и земледелием привело к обезвоживанию больших массивов земель и эрозии почвы, замене степных травостоев на полупустынные и пустынные, наступлению степи на лес. Дальше следует новый этап - создание городских поселений и сопровождающей их среды, т. е. концентрация производства в определенных районах в такой степени, что эта искусственная среда преобразовывала ландшафт, в корне меняла его, а концентрация населения и определенных видов его деятельности создавала новые ландшафтные зоны, никак не напоминавшие предшествующие. Постепенно производство развивается до глобальных масштабов, и наступает эра грандиозных миграций вещества и энергии, охватившая весь или почти весь земной шар. Наконец, в современную эпоху мы имеем громадный рост численности человечества и массированную разработку новых технологий, преобразующих лицо нашей планеты в самых разнообразных аспектах. Эти пять эпох - пять периодов глобального расширения сферы действия человеческой цивилизации и освоения планетарного и космического пространства, одновременно изменяющегося как отношения человечества к природе, так и воздействия природы на человечество. Они и могут рассматриваться как основные вехи исторической периодизации системы "природа-общество". С XX веком неразрывно связывается научно-техническая революция, и это справедливо. Но наверняка эта революция важна не столько сама по себе, сколько как толчок к созданию и техническому использованию новых технологий, из которых применение атома является наиглавнейшим, но далеко не единственным. Что это принесло человечеству - нет нужды лишний раз повторять: фантастическую техническую оснащенность, но и чудовищные техногенные катастрофы, все более и более носящие глобальный характер. Параллельно XX век дал человечеству резкий скачок численности, демографический бум, что наряду с военными, национальными конфликтами, порочной идеологией, программирующей производство в тупиковых направлениях, порождает голод во многих районах. Пятый этап - этап демографического взрыва и новых технологий. Он, по-видимому, играет решающую роль в выборе дальнейшего пути развития: в сторону гибели человечества и, наверное, всей биосферы планеты или в сторону выживания и решения, стоящих перед нами драматических проблем.

Взаимодействие общества с природой как естественным условием своей жизни не было одинаковым на разных ступенях исторического развития человечества. Поэтому представляется интересным проследить динамику исторических изменений во взаимодействии общества с природой, выделив с этой целью качественно отличающиеся друг от друга ступени или этапы общественно-исторического процесса. Поскольку общество взаимодействует с природой, прежде всего через материальное производство, постольку возможно выделение таких исторических этапов во взаимоотношениях человечества с природой в зависимости от характера и уровня развития его производительных сил.

Первый этап

Взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это период, когда человек был почти слит с природой и полностью зависел от нее. Средства к существованию человек добывает здесь с помощью примитивных орудий труда, беря их готовыми из природы. Он живет охотой, рыболовством и собирательством. В качестве жилища использует природные укрытия. Воздействие человека на природу очень слабое, хотя и тогда люди не были «ангелами» по отношению к природе. Пользуясь имеющимися биологическими ресурсами планеты, наши далекие предки могли наносить определенный урон природной среде, истощая растительный и животный мир на определенной территории. Этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».

Второй этап

В истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название «неолитическая революция», протекал по-разному, занимая по времени 3 - 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. В таких условиях меняется весь образ жизни человека. Активно преобразуя природу в процессе своей материально- производственной деятельности, человек осваивает новые территории, вырубает под пашни леса, создает ирригационные сооружения, строит поселения для оседлой жизни, развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.

На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Благополучие человека, обеспеченность его необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни почти целиком зависят от природных условий, климата, плодородия почвы, продуктивности животных и других естественных факторов. Главным и решающим условием богатства и власти одних людей над другими становятся права собственности на землю и, соответственно, на то, что на ней живет, произрастает, разводится или пасется.

Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей - городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни.

Вместе с тем, для данного периода жизни человечества его воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами для обеспечения растущих потребностей общества. Человек здесь стремится к покорению сил природы, рассматривая их как нечто чуждое и таящее угрозу своему существованию. Такое противопоставление человека природе было характерно прежде всего для средневекового христианства, формировавшего отношение к природе как к чему-то низменному и греховному в жизни человека. Человек должен был все свои помыслы устремлять не к земному, природному, а к небесному, к Богу.

Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.

Третий этап

Взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве. Источниками энергии для производственной деятельности человека здесь выступают не только сила ветра и воды, но прежде всего сила пара, а позднее - электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда, расширить до невиданных в прошлом масштабов воздействие человека на природу.

В хозяйственный оборот в постоянной растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Достигнутые результаты в преобразовании окружающей природной среды, в промышленном использовании ее ресурсов укрепляли убеждение в могуществе человеческого разума, в неограниченных возможностях человека господствовать над природой для ее использования в своих интересах.

Мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле.

Четвертый этап

Во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать - еще только намечаются его контуры) в наши дни – под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов нынешнего столетия. Превращение науки в непосредственную производительную силу, с одной стороны, поднимает на качественно новый уровень производственные возможности человека, а значит, приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, но, с другой – рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением.

Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться. Масштаб воздействия общества на природу в конце 20 века со всей очевидностью приобрел планетарный характер.

Человечество столкнулось с такими глобальными экологическими проблемами, как:

- «парниковый эффект» - явление, вызванное увеличением концентрации в атмосфере Земли газообразных веществ, в том числе и углекислого газа, что послужило одним из факторов повышения средней температуры на планете и глобальных климатических изменений;
- кислотные дожди - смесь техногенных выбросов с осадками в виде дождя и снега, что приводит к отрицательным последствиям для человека и отдельных элементов биосферы;
- истощение «озонового слоя» и появления так называемых «озоновых дыр» - значительного пространства в озоносфере планеты с заметно пониженным содержанием озона. Истощение озонового слоя приводит к увеличение потока ультрафиолетовых лучей на земную поверхность, что создает опасность для всего живого на нашей планете. Ученые установили, что основной причиной истощения озонового слоя Земли является наличие в ее атмосфере большого количества хлорфторуглеродов, которые широко применяются в современном производстве и быту;
- обезлесивание - заметное сокращение площади лесов на нашей планете в результате вырубки лесов для заготовки промышленной древесины, расчистки земель для сельхозугодий и пастбищ, для получения топлива, а также по причине загрязнения окружающей среды различными химическими и другими токсикантами. Сведение лесов - одна из самых серьезных экологических проблем, стоящих перед человечеством. Сведение лесов нарушает баланс кислорода и углерода в атмосфере, усиливает эрозию почв, нарушает гидрологический режим рек и т.д.;
- опустынивание - процесс, приводящий к потере природной экосистемой сплошного растительного покрова с дальнейшей невозможностью его восстановления без участия человека;
- угрожающее загрязнение среды различными токсикантами: опасными для здоровья человека и всей биосферы Земли отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, бытовой деятельности;
- опасность исчерпания энергетических, минеральных и сырьевых ресурсов, которыми располагает Земля.

Перечень экологических проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество на пороге 21 века, к сожалению, можно продолжать. Наличие таких проблем свидетельствует о возникновении «экологического кризиса». Конечно, понимание экологической опасности, нависшей над человечеством возникло не сегодня. Однако та острота, которой отличаются экологические проблемы последних десятилетий заставляют мировое сообщество по-новому относиться к ним. Осознание этой опасности как реальной заставило мировое сообщество искать пути решения экологических проблем. На форуме в Рио-де-Женейро были приняты документы, в которых намечена программа действий по оптимизации взаимоотношений человечества с окружающей природной средой. В качестве наиболее преемлемой стратегии мирового сообщества выдвинута концепция устойчивого развития цивилизации, исходящая из учета взаимосвязи социально-экономического развития с сохранением исторически сложившихся экологических систем.

Свидетельством повышенного внимания человечества к вопросам взаимоотношений с природой может служить превращение экологии в одну из важнейших междисциплинарных наук современности. Сам термин «экология» происходит от греч. слов «ойкос» - дом, жилище или место обитания и «логос» - учение, наука. Он впервые был введен в науку немецким биологом Э.Геккелем. Изначально экология была наукой об отношении организмов и окружающей среды - разделом биологической науки, которым она продолжает оставаться. Ее интересует эволюция экосистем и биосферы в целом. С середины 20-х годов она оформилась как основа рационального природопользования и охраны живых организмов. А в конце ХХ в. складывается и социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. В числе основных ее разделов особое место занимает экологическая этика.

Одними из первых, кто осознал общепланетарный масштаб грозящих людям экологических опасностей и наметил возможные пути их преодоления, были отечественные ученые - естествоиспытатели и философы - представители «русского космизма» (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.). С именем К.Э. Циолковского связана разработка и обоснование космической концепции перспективного позитивного развития человеческой цивилизации. В.И. Вернадским предложен целый ряд концептуальных решений выявленных им противоречий мировой социоприродной системы на основе синтеза биосферно-космических представлений.

Природа – это часть бытия, которая существует по своим законам независимо от деятельности человека.

Для общества природа – это

1) географическая среда , т.е. система климата, фауны, флоры, недр и водных ресурсов, с которыми взаимодействует человек в своем трудовом производстве и непосредственно жизненном отношении. Именно географическая среда влияет на производственные показатели, на здоровье и мировоззрение человека.

2) Природа по отношению к обществу – это неорганические и органические состояния планеты Земля, в которых существует общество.

3) Природа – освоенная часть космоса.

Варианты взаимодействия общества с окружающей средой:

1. Господство природы над обществом – в течение первобытного и начала рабовладельческого состояния человечества.

Признаки: 1) Преобладание природных стихий над возможностями человека;

2) Поклонение человека силам природы в образах богов, тотемов, фетишей;

3) Господство собирательного и пассивно-земледельческого труда и производства.

2. Господство общества над природой – началось с середины 3 тысячелетия до н.э. и продолжается до сих пор. Признаки :

1) Уничтожение флоры и фауны для удовлет-ворения потребностей человека. С 20 в. это состояние перерастает в экологический кри-зис и возможность экологической катастрофы.

2) Превращение человека в "царя природы", т.е. существо, имеющее право уничтожить всех чтобы насытиться. В 20 в. это качество осуждается по этическим нормам и преследуется по юридическим законам из-за чрезмерного проявления.

3) Совершенствование производства и техники, потребляющих вещество и энергию природы во все возрастающих масштабах.

4) Преобладание индивидуализма в отношениях людей, потому что владея совершенной техникой, индивид может выжить в любой неблагоприятной природной среде.

3. Конструктивное взаимодействие – с конца 20 в.

Признаки :

1) Создание безотходных (экологически обоснованных) технологий в преобразовании природы.

2) Формирование экологической этики – правил гуманного отношения к фауне и флоре. Этот способ отношений утверждается на уровне общественного сознания, а государства не могут его реализовать по причине конкурентных отношений в мире.

3) Становление отношений между обществом и природой на основе научного подхода, а не потребностей государства или нации. Наука дает объективную информацию о состоянии природы и ориентирует общество на проду-манную тактику преобразования природы в связи с формированием конструктивного взаимодействия природы и общества (взаимоприспособительных механизмов).

Идеальный вариант - создание ноосферы (сферы разума), в которой природа будет развиваться в оптимальном режиме на основе строго научных и технико-экологических программ взаимодействий.

Общество в своем функционировании проходит различные уровни (этапы). Учения выделяют начальный уровень – стадия дикости, варварства, и стадии цивилизации.

Цивилизация – это состояние общества, в котором представлены письменность и государственная форма управления.

Все человечество с 3 тысячелетия до н.э. развивается в рамках цивилизации, а стадия варварства – общества, в котором нет письменности, государства – представлена только как оценочная характеристика отсталых племен Азии и Африки, которые существовали до 19 в., а в настоящее время эта стадия отсутствует, т.к. цивилизация проникла во все части планеты.

Ученые в рамках цивилизации выделяют два типа общества: традиционное и техногенное. Изучение их очень важно для разработки социальной политики в государстве: установлено, что прогресс общества направлен от традиционного общества к техногенному.

Традиционное общество – цивилизация, в которой преобладает натуральное хозяйство, а отношения людей основаны на консервативных традициях морали, религии и жизненного опыта. Признаки :

1) Производство материальных благ не для торговли и обмена, а для непосредственного жизненного потребления. Только элита общества могла позволить товарное производство, т.к. была потребность в средствах роскоши.

2) Жесткое социальное деление общества: элитные группы не допускают переход в нее низших слоев общества.

4) Преобладание аскриптивной мотивации в поведении людей – оценка и стремление к восприятию других людей по приписанным качествам: социальной иерархии, пола, возраста, цвета кожи и пр., которые не достигаются другим человеком благодаря его труду, а даны изначально.

5) Наличие сложного варианта письменности, отличного от разговорного языка, свойствен-ного социальной культуре, напр., китайские иерография и язык, латинский язык и национальный язык.

Техногенное общество – цивилизация (общество), основанная на товарном производстве и господстве науки и техники (появилось в 15 в. в Европе).

Признаки :

1) Господство товарного производства в форме денежного обращения, универсальным выражением производства являются деньги.

2) Преобладание научного рационализма в системе культуры.

3) Преобладание демократических принципов.

4) Господство индивидуализма в отношениях.

5) Ускоренная иннвозвационная динамика культуры.

Перспектива России – продолжение техногенных качеств.

Интересно проследить, как в процессе общественного развития возрастало воздействие человека на окружающую среду. В ходе эволюции человек от первоначального потребления природных богатств перешел к активному вмешательству в живую природу и ее преобразованию. Он создал искусственную среду обитания: предметы материальной и духовной культуры, искусственные экологические системы, технику и т.п. Первая созданная человеком культура - палеолит (каменный век) - существовала примерно 20-30 тыс. лет. Она совпала с периодом длительного оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества тогда был присваивающий тип хозяйства - собирательство и охота на крупных животных (оленей, носорогов, ослов, лошадей, мамонтов). На стоянках человека каменного века ученые находят многочисленные кости диких животных, доказывающую успешность охоты наших предков. Именно так были истреблены и исчезли с лица Земли многие виды животных.

Несмотря на трудные условия, человек в это время сумел распространиться на значительной территории планеты, создав социальный организм - общество, основанное на совместном труде и коллективной памяти. Тем не менее, человек палеолита еще продолжал оставаться частью природы, пользуясь ее дарами и не начиная ее сознательного переустройства, он еще вписывался в естественные биогеохимические циклы биосферы, и антропогенное воздействие на них было незначительным.

Но 10-12 тыс. лет назад наступило резкое потепление, ледник отступил, леса распространились в Европе. Там же появился и человек, истребивший к этому времени большую часть животных, составлявших его пищу. Таким образом, изменилась экологическая база человеческого общества. Это привело к первому (за время су-


шествования человека на Земле) экологическому кризису - перенаселению планеты. Ведь человек палеолита жил в основном небольшими группами, средняя численность которых составляла около 50 человек, а чтобы прокормить такое количество людей с помощью собирательства и охоты нужна территория до 900 км 2 . Так, на площади, равной современной Украине, могли прокормиться всего 30-40 тыс. человек.

Это означало, что закончился период использования человеком готовых, созданных природой средств существования. В новых условиях необходимо было активно добывать и перерабатывать природные продукты. Для этого нужно было отказаться от присваивающего типа хозяйства в пользу производящего. Это и было сделано в ходе так называемой неолитической революции, которая завершилась около 7 тыс. лет назад. Но сама эпоха неолита (нового каменного века) началась около 10 тыс. лет назад, когда стали появляться первые поселения, в которых археологами были обнаружены остатки пшеницы, ячменя, чечевицы, а также кости домашних животных - коз, овец и свиней. Люди предпринимали первые попытки одомашнивания животных, разведения растений, начинали производство керамики. Так, постепенно, наряду с охотой и собирательством все большее значение стали приобретать земледелие и скотоводство - производящие типы хозяйства.

Зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства сформировались в разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы. Постепенно развивалось подсечное земледелие, начиналось освоение минеральных ресурсов, зарождалась металлургия. Это и была неолитическая революция - переход к производящему хозяйству. Она стала способом решения экологического кризиса. Ценой, которую человечество заплатило за это, стало уменьшение численности населения в 8 раз. Революция завершила эру животной жизни человека, с нее началось целенаправленное его вмешательство в природные процессы, трансформация биосферы под свои потребности. Возникли антропоценозы - сообщества организмов, в которых человек являлся доминирующим видом, а его деятельность определяла состояние всей системы.

На этом этапе развитие человеческого общества и культуры пошло значительно быстрее. Появились первые цивилизации на Древнем Востоке, затем в Древней Греции возникли частная собственность и наука, ставшие основой европейской, а затем и мировой цивилизации. В это же время происходят радикальные изменения в обществе, на смену родоплеменным структурам пришло рабовладение, классовая структура, аристократическое государство, религия и философия. Так было определено лицо феодализма и раннего капитализма в Европе. Традиционные общества Азии основывались на азиатском способе производства.


Этот этап истории культуры и общества основывался на второй, технологической, революции, которая произошла в эпоху неолита (первая революция была связана с овладением огнем и созданием орудий труда). Но как первая революция привела к первому экологическому кризису (перенаселению), так и вторая технологическая революция вызвала второй экологический кризис. Он был связан с истощением растительности и почв в результате подсечно-огневого земледелия, ошибок при построении и эксплуатации ирригационных сооружений, вызывавших засоление почв. Результатом стало образование пустынь - Сахары в Африке, Каракумов и других пустынь в Центральной и Средней Азии. Таким образом, данный экологический кризис привел к гибели большинство древних цивилизаций нашей планеты.

Teм не менее, в Европе цивилизация продолжала развиваться. Особенно эти процессы ускорились после того, как произошла первая глобальная научная революция XVI-XVII вв., повернувшая науку лицом к практическим потребностям производства. Позднее в Европе утвердился настоящий союз науки, в котором техника проектировалась на основе научных теорий. Технологическим центром индустриального производства становится машина, которая вначале работала на паровом двигателе, а в XX в. стала использовать в качестве движителя почти все формы движения материи - электричество, электромагнитное поле, ядерные взаимодействия, химические и биологические процессы. С этого момента человек, его разум, воплощенный в научную мысль, и его деятельность стали фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы. Человечество становится доминирующим видом среди живого вещества биосферы.

Сегодня человек освоил не только всю территорию нашей планеты, не оставив ни одного незаселенного уголка (даже в Антарктиде есть научные станции), но и вышел в космос (пока, правда, только в околоземное космическое пространство), освоение которого уже вполне реально является делом завтрашнего дня, ближайшего будущего.

Все это позволило В. И. Вернадскому назвать не только живое вещество планеты, но, прежде всего, человека, вооруженного научной мыслью, величайшей геологической силой современности. Если живое вещество создавало современный облик нашей планеты в течение миллионов и миллиардов лет, то человек своей деятельностью меняет его на наших глазах, демонстрируя поистине безграничные возможности в деле переустройства природы.

Тысячелетия, прошедшие после неолитической революции, стали эпохой покорения природы, когда она сама не принималась во


внимание в качестве активного партнера для человечества. Особенно это характерно для европейской цивилизации, которая приняла христианский тезис о сотворении мира для человека, считающегося господином этого мира, имеющим право делать с этим миром все, что угодно.

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. Темпы ее развития постоянно увеличиваются и вместе с этим увеличивается и воздействие человека на биосферу.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, техническим прогрессом ситуация изменилась коренным образом. XX столетие, сформировавшее качественно новые отношения науки, техники и технологии, колоссально увеличило масштабы воздействия общества на природу, поставило перед человечеством целый ряд чрезвычайно острых проблем.

По силе своего воздействия на планету техника сегодня в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом. По результатам преобразования окружающей среды с помощью техники можно уже говорить о новом ее состоянии - техносфере. Это понятие отражает совокупность технических устройств и систем вместе с различными видами технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает в себя техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземное космическое пространство.

Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли. Однако пока что наука и техника нацелены на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия такого воздействия на природу удручают. Техногенные ландшафты, уничтожение жизни в целых регионах - отрицательные плоды технического воздействия человека на окружающую среду. Все это говорит о новом экологическом кризисе, источником которого стала НТР, начавшаяся в середине XX в. На данный момент человечество в ходе своего вмешательства в природу уничтожило около 70% естественных экологических систем. Понятно, что такая активная деятельность существенно влияет на характер процессов в биосфере: рост искусственной среды приводит к разрушению естественной. Современное состояние отношений между человеком и природой может быть охарактеризовано как экологический кризис.

Понятие и классификация глобальных проблем современности.

Современный экологический кризис: понятия и причины.

Индикаторы глобального экологического кризиса (ГЭК).

Динамика численности населения мира.

Демографическая ситуация в России.

Этапы взаимодействия общества и природы.

Природа – в широком смысле означает весь мир в многообразных его проявлениях, как синоним терминов "материя", "Вселенная", в более узком смысле используется термин "природная среда" для обозначения совокупности естественных условий существования человеческого сообщества.

Географическая среда общества – та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе.

Общество – в широком смысле, обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле этап человеческой истории.

Что положить в основу периодизации непростых взаимоотношений между обществом и природой? Причем исторические роли общества и природы в этой связке неодинаковы. Общество выступает как активная действующая сила, тогда как природа в большинстве исторических ситуаций представляет собой плацдарм, на котором разыгрывались экологические события.

В марксистской литературе по экологии принята формационная периодизация, но она, по нашему мнению, предназначена для других целей, целей не экологического, а социально - экономического анализа. Главные явления в эволюции техники, последовательность расселения, нарастание численности человечества, периоды освоения природной среды, череда рождений и катастроф экосистем не совпадает с ней.

Г.В. Платонов предлагает следующую периодизацию во взаимоотношениях общества и природы:

Первый период - биогенный (адаптационный, присваи­вающий). Он соответствует тому, что Ф. Энгельс, ис­пользуя терминологию К. Л. Моргана, называл «ди­костью» .

Второй период - техногенный (частично-пре­образовательный). Он подразделяется на два этапа:

а) аграрный (сельскохозяйственный) , соответствую­щий тому, что Ф. Энгельс именовал «варварством», и

б) индустриальный (промышленный) , который Ф. Эн­гельс называл «цивилизацией».

Третий период - ноогенный (системно-преоб­разовательный).

Известный антрополог академик В.П. Алексеев предлагает иную историческую периодизацию взаимоотношений общества и природы . Ведущим принципом построения этой периодизации является учет антропогенных эффектов, результатов деятельности человечества и того, как они отражаются в изменениях природной среды.

Все накопленные за последние десятилетия данные и проведенные исследования демонстрируют то, что человечество представляло собой мощную природоизменяющую силу с самых ранних этапов своей истории.

Первый этап может быть назван эпохой первого экологического кризиса, т.е. начального разрушения экологического равновесия между обществом и природой. Хронологический рубеж этой первой в истории человечества драмы - XII-X тысячелетия до н.э. .

Этот кризис начался с самых ранних шагов истории человечества и продолжался длительное время на всем протяжении развития общества охотников и собирателей. Охотничье хозяйство этого общества складывалось из двух форм охоты - скрадывания, позволявшего регулировать поступления пищи, и загона, при котором добыча значительно превышала потребление и напрасно гибло большое количество животных. Не имея реальных врагов, наши предки увеличивались в числе очень быстро. Чем больше людей хотело есть, тем больше они уничтожали животных, тем больше разрушали естественные биоценозы, разрушали эволюционно сложившиеся связи между видовыми группами животных, нарушая их традиционно сложившиеся взаимоотношения и способствуя вымиранию видов, служивших основной пищей человеку каменного века.

Второй этап в истории взаимодействия природы и общества получил название неолитической революции . Он связан с появлением производящего хозяйства, т.е. с одомашниванием животных, переходом от охоты к сельскому хозяйству (выращивание растений и животных) и оседлому образу жизни.

Человечество создало вокруг себя непосредственно искусственную биотическую среду, по мощности своей превышающую естественную. Эта искусственная среда - среда домашних животных и поля культурных растений - требовала непристанной поддержки, изменяла весь рабочий цикл, способствовала созданию специального производственного инвентаря, а главное, привела к изобретению искусственного орошения. Последнее нарушило естественную систему речного стока, а с ним и естественный геохимический баланс.

За тысячелетия этого периода серьезным преобразованиям подверглось само общество и его функциональные проявления, которые затем приобрели глобальный характер и выразились в масштабных изменениях лика планеты - опустынивание земель, наступление степи на лес, исчезновение лесов на многих территориях, высыхание речных русел.

Сейчас накапливается все больше данных о том, что древнейшие цивилизации (Вавилонское государство, государства Центральной Америки и др.) гибли не только от нашествия завоевателей, но и от собственных экологических трудностей, с которыми они не могли справиться.

Следует подчеркнуть, что основной характер взаимоотношений между обществом и природой сложился именно в этот период. Как пишет акад. В.П. Алексеев, общество разрушает природу, стремясь все больше и больше приспособить ее к своим нуждам, природа мстит человеку экологическими кризисами, исчерпанием ресурсов и стихийными бедствиями.

Третий период взаимоотношений общества и природы В.П. Алексеев связывает с возникновением городов и организации городской среды (IV-III тысячелетия до н.э.) . Рассмотрим какие аспекты город и городская среда вносят в системные взаимоотношения природы и общества.

Город возникает как закономерный путь топографической концентрации ремесла, хозяйственной жизни в целом, населения, торговли, уплотнения социальных связей. Известно, что еще в III-I тысячелетиях до н.э. города появились в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае. В греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген.

Характерными чертами городских поселений являются следующие признаки, их пять:

- концентрация населения;

- концентрация хозяйственной жизни;

- концентрация торговли;

- концентрация власти;

- концентрация идеологической жизни.

Все это находит отражение в усложнении плана застройки, расширении и уплотнении площади поселения, организации застройки вокруг центральных площадей, появлении крупных архитектурных комплексов, наконец, появлении внешних укреплений. Все эти особенности в совокупности образуют специфическую экологическую нишу, антропологическое воздействие которой не может не проявляться в разных сферах.

Исследования историков и археологов показывают, что многое в урбанизации (как появлении и развитии определенных городских отношений), наблюдаемое нами сегодня, берет начало в древнем мире: загрязнение городской среды, утомление городским шумом, отравление тяжелыми металлами. Достаточно вспомнить, что, например, свинец (его накопление в организме), который использовался при изготовлении водопроводных труб, считается причиной гибели Римской империи.

Итак, на что конкретно влияет формирующийся город в сложившейся системе «природа-общество»? По мнению акад. В.П. Алексеева, это влияние идет по четырем каналам и соответственно затрагивает четыре сферы, находя отражение в биологических, социальных и психологических характеристиках человеческих общностей.

Первая из них - заключается в том, что город в процессе сосредоточения торговли создает условия для появления разнообразных, в том числе и нетипичных для местности, пищевых товаров, т.е. способствует разнообразию пищевого рациона, а это в свою очередь положительно влияет на процессы роста и физического развития населения.

Так по данным антропологов, в средневековых городах Украины и европейской части России проживало население, отличавшееся известной массивностью и ростом по сравнению с населением окружающих деревень 1 .

Вторая сфера - это изменение характера брачных связей, начало панмиксии 2 и вытекающие из этого изменения генетической структуры городских популяций. Городская популяция охватывает, как правило, большее число людей, чем сельская, стремится к увеличению своей численности, представляет собой не стабильную, а потенциально растущую категорию.

Третье - это напряженная санитарно-эпидемическая обстановка, которая создается в любом городе практически с самых первых шагов его формирования. Этому способствует скученность населения, накопление нечистот и отбросов, которые в ранних городах достигали огромных размеров. Отсюда легкое появление и мгновенное распространение разных форм эпидемий (бубонная чума в средние века; грипп «испанка», холера, тиф; СПИД - в наши дни).

Четвертое - это психологическая сфера горожанина по сравнением с жителем сельского поселения. Она существенно усложнилась, расширился кругозор и круг общения, изменилось восприятие пространства. Пространство земледельца, скотовода, охотника, собирателя и рыболова открыто, пространство первого горожанина закрыто, замкнуто улицами, малогабаритными площадями, городскими стенами. В настоящее время появилось новое научное направление – видеоэкология - которое сделало своим предметом изучение особенностей восприятия горожанином окружающей среды.

Сам факт концентрации десятков, сотен тысяч людей на определенной относительно компактной территории создает предпосылки для рождения целого комплекса социальных явлений, несущих на себе отпечаток географических и природно-климатических явлений. В процессе урбанизации - и это главное - территория преобразуется в пространственную среду, т.е. переходит на другой качественный уровень. Такой переход осуществляется через деятельность, культуру, поведение людей, градостроительство и архитектуру. Процесс этот постепенный длительный, занимает целые исторические периоды.

Формирование городской среды, начавшееся на рубеже IV-III тысячелетий до н.э., сыграло роль особого этапа во взаимоотношениях общества и природы, драматизировало экологическую ситуацию и породило многие проблемы городской экологии, не разрешимых до сих пор. «Экологичность» города, как бы ее не называли («анатомия Парижа», «физиология Петербурга» и пр.) на самом деле всегда была социальной, мировоззренческой проблемой.

В первые века нашей эры мы постепенно начинаем переходить к четвертому периоду , связанному с расширением географической среды общества, освоением ранее заброшенных участков, интенсификацией производства. Начавшийся тогда, этот процесс продолжался почти 2000 лет. Он включает в себя:

Миграции огромных масс людей в эпоху великого переселения народов в первые века н.э.;

Изменение навыков земледельческого труда, вторую сельскохозяйственную революцию связанную с освоением неполивных земель;

Усовершенствование сухопутной дорожной сети;

Развитие морской торговли;

Освоение природных ресурсов отсталых стран;

Колониальный передел мира;

Промышленную революцию, связанную с изобретением парового двигателя;

Появления железных дорог;

Изобретения электричества и способов его передачи на дальние расстояния.

Грандиозным итогом почти двухтысячелетнего процесса для жизни всей планеты, включая и жизнь человеческого общества явилась антропогенная миграция, по терминологии В.И. Вернадского, живого и косного вещества нашей планеты. Человечество превратилось в мощную геологическую силу.

XX век , по мнению В.П. Алексеева, представляет собой пятый и пока последний этап взаимодействия внутри системы «природа-общество» он называет его этапом демографического взрыва и новых технологий . Этот этап играет решающую роль в выборе дальнейшего пути развития в сторону его прекращения, т.е. гибели человечества и, возможно всей биосферы планеты, или в сторону выживания и решения стоящих перед нами драматических проблем.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта